В практике проведения социально-психологических тренингов существуют группы, не имеющие назначенного (формального) руководителя и выдвигающие лидера из участников занятий. Но все же подавляющее большинство групп проводится специально подготовленным ведущим, имеющим определенную подготовку и опыт проведения тренингов. Именно ведущий тренер отвечает за результаты процессов, происходящих в группе, самочувствие ее участников, развитие групповых процессов. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика. Опираясь на материалы Вачкова И. В. (Основы технологии группового тренинга. Психотехники), кратко охарактеризуем основные роли, которые может играть ведущий тренинговой группы.
Принято считать, что именно личность ведущего тренера (психолога, педагога, социального работника и т. д.), а не уровень его профессиональной подготовки или подход, который он использует, является важнейшим фактором, определяющим успех проведенного занятия или всей серии тренингов. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию ролей и стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Приведем два наиболее популярных подхода, которые изложили И. Ялом и С. Кратохвил.
И. Ялом считает, что тренер при ведении занятий группы может выступать в двух основных ролях:
1) технического эксперта. Исполнение этой роли предусматривает подробные комментарии ведущих процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также его рассуждения и содержательное информирование, помогающие группе и ее участникам двигаться в направлении целей, стоящих перед тренингом;
2) эталонного участника. В этом случае тренер, ведущий группу, добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через
достижение группой независимости и сплоченности.
С. Кратохвил считает, что можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1) активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
2) аналитик (чаще всего - психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральной позицией);
3) комментатор (дающий толкование процессов, происходящих в группе, поведения участников и т. д.);
4) посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
5) член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
Стиль руководства, который избирает ведущий группы, тесно связан с ролями, в которых этот ведущий выступает при ее ведении. Но не менее важны личностные особенности тренера, его предыдущий опыт ведения тренинговых групп.
Согласно общепринятой классификации стилей управления малой группой (авторитарный, демократический, попустительский), руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса.
Большинство теоретиков и практиков тренинга придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства. Их отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев
бывает необходима именно авторитарность, например:
• когда задача группы жестко структурирована;
• когда члены группы испытывают сильный стресс;
• когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).
Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе. Это в полной мере относится к руководству группами школьников, так как подростки и старшеклассники привыкли к активной позиции учителя, и, когда они попадают в ситуацию «неопределенности», возникает сильное психологическое напряжение. Это может привести к конфликту с тренером или между участниками группы и даже разрушить группу изнутри.
Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, - попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем. Например, в группах клиент-центри-рованной терапии (по К. Роджерсу) руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе, реакций отдельных участников или общих тенденций развития группы.
Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами (видами). Гораздо теснее стиль руководства связан с личностными особенностями ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.