Это одна из первых попыток самоанализа. Она показывает, насколько серьезно каждый из членов группы настроился на тренинг, насколько он готов работать над собой, понимать себя и доверять другим. Поэтому ход упражнения и его результаты во многом определяют дальнейший сценарий занятий. Если участники настроены на серьезную работу, ее нужно продолжать прямо на этом занятии. Если же значительная часть из них пока не готова, следует, остановив тренинг, обратиться к участникам с вопросом: «Зачем вы сюда пришли?» В тактичной форме им нужно напомнить, что тренинг - это работа не ведущего, а самого члена группы. Только в этом случае будет определенный результат. Еще раз следует напомнить группе правила, которые были приняты в начале занятия.
Что же касается музыкального фона, то он должен стать постоянным во время проведения занятий. Это в значительной степени облегчает самораскрытие участников, помогает им сосредоточиться на анализе собственных поступков, своих слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.
|
|
Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных, высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.
7. «Свет мой, зеркальце, скажи, или Кто я?»
Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств.
А. Линкольн
«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на этот вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще вы могли бы ответить на этот же вопрос сегодня. Может быть, вы что-то хотите добавить, а написанное ранее изменить. Ведь за время, проведенное в нашей группе на этом занятии, вы смогли что-то новое узнать, в чем-то усомниться, чему-то удивиться, что-то открыть. И не только в себе, но в своем отношении к жизни. Что вы решите записать, каким образом отметить происшед-
шие в вас изменения, вы решаете сами. Все в ваших силах, вы вправе сделать это сейчас. У вас есть 3 минуты. Отвечайте на вопрос: «Кто я?>> обязательно письменно».
Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится на каждом занятии. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они могли вносить добавления в список ответов на этот вопрос, которые вы будете предлагать им на следующих занятиях.