Цель. Практически познакомить детей с образованием слов при помощи суффиксов.
Логопед усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.
Затем логопед предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и логопед предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.
Логопед Дети
Хоровод водили, ласковыми были. Выйди, Леночка, в кружок!
В кружок вызывали, Возьми, Леночка, флажок. имя называли.
Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.
Задания.
I. Дать ласковые имена и названия, например: Таня —Танечка. Мама — мамочка.
а) Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа, Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.
б) Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.
Задание 1. Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на себе и на кукле (в сравнении), например: голова — головка.
Лоб, нос, живот, нога, рука, спина, щеки, губы, ноги, глаза.
Задание 2. Назвать предметы большие и маленькие по образцу.
Образец: а) стол — столик.
Шар —..., дом —..., бант —..., стол —..., брат —....
б) Стул — стульчик.
Диван —..., шкаф —..., палец —..., заяц —....
в) Чашка — чашечка; шапка — шапочка.
Кружка —..., ложка —..., рубашка —..., сумка —... юбка..., кофта —..., шапка —..., ботинки —.... носки —....