Плюсы и минусы:
· творческая составляющая
· свободное применение на начальном этапе
· занимает большее время
· учащиеся не всегда могут понять задание без образца
45. 46. 47. Особенности диалога как вида речевой деятельности. Обучение иноязычной диалогической речи в СШ (путь "сверху"). Обучение иноязычной диалогической речи в СШ (путь "снизу")
Диалог (диалогическая речь) – объединенная ситуативно-тематической общностью и коммуникационными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.
Речевой акт – единица диалогической речи.
Особенности диалогической речи:
Психологические особенности
Сочетание рецепции и продукции: каждый из участников диалога выступает как слушающий или говорящий.
Сочетание рецепции и продукции едет к раздвоению внимания (И. Белоручек).
Лингвистические особенности
· неполный стиль произношения
· эллиптические особенности произношения
|
|
· неязыковые коммуникативные знаки
· меньшая официальность
· эмоциональная окраска лексики
Экстралингвистические особенности
· участие нескольких людей
· коллективность информации
· различие в оценке информации
Коммуникативные особенности
· смена коммуникативных ролей по ходу общения
Пути обучения диалогической речи:
1) дедуктивный (путь сверху)
2) индуктивный (путь снизу)
Дедуктивный путь:
1) диалог-образец
2) проработка структуры диалога
3) видоизменение диалога
4) создание собственного диалога по аналогии
Плюсы и минусы:
· механическое заучивание
· отсутствие речевой догадки
· ограничение возможности свободного диалога
· малое количество времени
Индуктивный путь заключается в усвоении элементов диалога и самостоятельном его ведении на основе речевой ситуации.
Плюсы и минусы:
- большая коммуникативная направленность
- осознанность обучения
- большое количество времени
Три вида работы над диалогом:
1) заучивание диалогических единств наизусть
2) комбинирование реплик на основе функциональных связей
3) грамматические и лексические преобразования реплик
Чтение как вид речевой деятельности