История обучения иностранным языкам (ИЯ) насчитывает столетия (см. Я.А.Коменский (1592-1670)).
Метод обучения ‒ система целенаправленных действий учителя, организующая познавательную и практическую деятельность учащегося и обеспечивающая усвоение им содержания образования, а также достижения целей обучения.
В работах по истории методов обучения иностранным языкам выделяются следующие основные группы методов:
- переводные (грамматико-переводной и лексико-переводной)
- прямой и натуральный методы и их модификации
- аудиовизуальный и аудиолингвальный методы
Переводной метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором в основу обучения кладется прямой перевод явлений с одного языка на другой без учета особенностей различных языков.
Переводной метод:
- грамматико-переводной
- лексико-переводной
Прямой метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором на первый план выдвигаются практические цели обучения, а именно устная речь и чтение (В.Фиетор (1882)).
Принципы прямого метода:
- основа обучения‒ устная речь
- исходная единица обучения‒ предложение
- практическое (устное) усвоение грамматики
- основной способ усвоения нового языка ‒ имитация
Натуральный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, при котором основой обучения выступает теперь не перевод, а следование, подражание устному речевому образцу, его имитация и заучивание (М. Берлиц и Ф. Гуэн, конец 19-го века).
Аудиовизуальный и аудиолингвальный методы:
Аудиовизуальный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которого лежит прямой метод (Р. Губерина и П. Риван.).
Принципы аудиовизуального метода:
- одновременное подключения зрительного и слухового канала
- приоритет устных видов речевой деятельности
- погружение в языковую среду, искусственно создаваемое на уроке
- отбор языкового материала в соответствии с тематикой и ситуациями
Аудиолингвальный метод ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которого лежит прямой метод (Ч.Фриз и Р.Ладо).
Принципы аудиолингвального метода:
- бихевиористский подход к овладению языком
- речевые умения как набор автоматизмов
- овладение языком на основе освоения языковых структур в виде речевых образцов
Метод Г.А. Китайгородской:
Метод "активизации возможностей личности и коллектива" (Метод Китайгородской) ‒ метод обучения иностранным языкам, в основе которой лежит овладение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций.
Принципы метода активизации возможностей личности и коллектива:
- принцип личностного общения
- принцип ролевой организации учебного материала и учебного процесса
- принцип коллективного взаимодействия
- принцип концентрированности в организации учебного материала и процесса
- принцип полифункциональности упражнений