Методологические сдвиги.
· От макроуровня – к микроуровню
Если мы живём в «не-обществе», то соответственно идёт переход к социологии повседневности.
· От внешних факторов – к «значению вещей для людей», значению и смыслу социальных действий.
Происходит процесс формирования значений в ситуации непосредственного взаимодействия.
· От нормативного – к когнитивному понимаю социальных систем.
Человек теперь Homo cogitus – Человек осмысливающий.
· Методологический ситуационизм.
Люди постоянно переосмысливают ситуацию, динамика мысли → динамика общества.
· Процессуальный подход.
Создание и изменение социального мира есть процесс создания и изменения значений в ходе взаимодействия индивидов. Знание не научно, а повседневно. Человек – не девиант, он просто не совсем компетентен, его следует научить.
Когнитивный поворот.
· Символический интеракционизм.
Появился в 30-40е гг., но находился в периферии социального знания вплоть до 60-х гг. В этот период символический интеракционизм выходит на авансцену.
|
|
Общение возможно лишь потому, что мы разделяем общий базовый символический порядок. Люди в процессе общения во всем выражают смысл. Главная символическая система – язык, за каждым словом стоит смысл.
· Этнометодология.
Радикальная методология в понимающей социологии. Изучает этнометоды, свойственные той или иной повседневной деятельности, обычно неосознаваемой.
Гарфинкелинг – нарушение повседневного взаимодействия.
· Феноменологическая социология (основоположник – Альфред Шюц)
Феномен – явление, наделённое смыслом, интерпретация ситуации.
Феноменологическая социология – это социология без общества, воспроизводство впечатления социального порядка. Никакого внешне определённого порядка не существует, порядок является результатом постоянного взаимодействия людей.
Социальный порядок – это смысловая реальность, на основе которой происходит непрерывное человеческое производство социального порядка.