Жизнь огромной страны по законам экстенсивного развития и заставила европейцев играть с сочетаниями звуков «Татария‑Тартария», а Рейгана говорить об «Империи зла». Страшно сознавать, что огромная страна вдруг может непредсказуемо, нежданно навалиться на соседей, как огромная Запорожская Сечь, только с ракетами и бомбами.
Многие в России до сих пор не в состоянии понять, как много людей в разных странах отерли холодный пот, когда в 1989 году ЦК КПСС все‑таки снял тезис о неизбежности мировой революции (то есть, называя вещи своими именами, тезис о мировой войне).
И Российская империя, и СССР были невероятно агрессивны на государственном уровне. Развивать и интенсивно использовать то, что было в империи (а было‑то невероятно многое), считалось несравненно менее важным, чем завоевание чего‑то. СССР задуман и осуществлен был как страна‑колония собственного ВПК. А ВПК задумывалось как орудие мирового господства.
Остается только удивляться, как много людей, особенно старшего поколения, готовы буквально на любые жертвы, чтобы «принести им, не ведающим, как надо жить, счастливую жизнь».
|
|
И как много людей страдают первобытной нерасчлененностью сознания, мгновенно обнаруживая «нелюбовь к Отечеству», «русофобию» и прочие ужасы там, где развращенные цивилизацией европейцы увидят всего‑навсего экологические или социальные лозунги.
«Коварно, как видим, устроен механизм государственного мифа. Апология тирании искусно переплетена в нем с патриотизмом. Оправдание террора — с национальным чувством. И потому, поднимая руку на тиранию, протестуя против террора, можете оскорбить национальное чувство, борясь за ограничение власти — превращаетесь в изменника Родины» [128].
Глава 29
ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ
Когда на суд безмолвных, тайных дум
Я вызываю голоса былого —
Утраты все приходят мне на ум,
И старой болью я болею снова.
Шекспир
Очень может быть, обсуждая лучшие варианты, которые могли бы сбыться и не сбылись, мы просто не замечаем возможности каких‑то других и очень скверных вариантов. Ну, например…