Тема 1. Методологические аспекты анализа
и статистического моделирования временных рядов
Цель изучения: рассмотреть основные понятия, категории и классификации временных рядов и статистических моделей, и статистического анализа, понять сущность, способы расчета и экономическую интерпретацию основных аналитических и средних показателей временного ряда, определить этапы и выделить проблемы построения статистических моделей временных рядов.
Дидактические характеристики Темы 1:
Временные ряды, их характеристика и задачи анализа. Общая схема анализа временных рядов по компонентам ряда. Время как фактор в анализе сложных социально-эконо-мических явлений.
Статистические модели, их классификация. Место динамических моделей в системе экономико-статистических моделей. Модель как отражение действительности. Соотношение объекта и модели. Основные этапы построения статистических моделей динамики. Проблемы построения моделей временных рядов.
Статистическая гипотеза в статистическом моделировании. Динамичность и инерционность экономических процессов.
|
|
Изучив данную тему, студент должен:
Знать:
· основные понятия и классификацию временных рядов;
· сущность и назначение компонент временного ряда и общую схему покомпонентного анализа;
· основные классификации моделей общей теории моделирования и представлять место статистических моделей динамики в общей схеме статистического моделирования;
· основные классификации моделей динамики;
· сущность и содержание основных этапов построения статистических моделей;
· проблемы построения статистических моделей, с выделением специфики моделей временных рядов.
Уметь определять и интерпретировать аналитические и средние показатели временного ряда, использовать их и комбинации этих показателей в анализе тенденций развития конкретных социально-экономических явлений и процессов, разрабатывать программу проведения бизнес-прогноза.
Приобрести и развить навыки анализа динамической информации на базе широкого применения традиционных статистических методов анализа временных рядов.
При изучении Темы 1 необходимо:
Читать учебник:
· учебное пособие под ред. Садовниковой Н.А. и Шмойловой Р.А., М.: МЭСИ, 2007. – РАЗДЕЛ I «Теоретико-методологические аспекты моделирования социально-экономичкских явлений и процессов»;
· учебник «Теория статистики» под ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2008, стр. 334–336, стр. 340–350;
· учебное пособие «Cтатистическое моделирование и прогнозирование» под ред. Гранберга А.Г. – М.: Финансы и статистика, 1990, стр. 7–19.
Выполнить задание из Практикума.
|
|
Акцентировать внимание на следующих понятиях: временной ряд, временные ряды абсолютных, относительных и средних величин, интервальные и моментные ряды динамики, одномерные и связные временные ряды, тенденция, тренд, моделирование, модель, общая схема классификации моделей, схема статистического моделирования, классификация статистических моделей в зависимости от уровня моделирования, характера развития объектов во времени, характера используемой информации, статистической информации, этапы построения моделей, основные задачи, решаемые при построении статистических моделей временных рядов, проблемы построения статистических моделей с акцентом на модели временных рядов.
Для изучения темы необходимо:
1. Охарактеризовать исходный временной ряд конкретного социально-экономического явления или процесса на основе существующей классификации;
2. Знать методику расчета и экономической интерпретации основных аналитических и средних показателей временных рядов в различных модификациях ее представления;
3. Охарактеризовать, на основе полученных расчетных значений аналитических и средних показателей динамики, существующие тенденции развития явления или процесса, сделать предположение о форме тренда.
Для самооценки Темы 1
Необходимо выполнить следующее задание: по данным любого статистического ежегодника выбрать одномерный временной ряд по любому статистическому показателю оценки субъекта экономических отношений и проанализировать его динамику и тенденцию развития согласно условию задания Практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».
Ответить на вопросы 1, 2, 5, 12 вопросов для самопроверки.
План семинарских и практических занятий по Теме 1
1. Основные понятия и классификации временных рядов с конкретными примерами.
2. Основные понятия и классификации статистических моделей динамики, рассмотренные на конкретных примерах.
3. Расчет и экономическая интерпретация аналитических и средних показателей временного ряда и совокупный экономико-статистический анализ рассматриваемого явления или процесса по схеме, предложенной в задании 1.2 Программы и задания для самостоятельной работы студентов.
4. Рассмотрение и апробация возможностей применения комбинации аналитических показателей временного ряда в оценке типа существующей тенденции анализируемого на семинаре показателя, характеризующего реальный объект.
5. Выполнить Практикума по курсу «Анализ временных рядов и прогнозирование».