Куросы и коры архаики
В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры. К сожалению, время сохранило ничтожное количество греческих подлинников. Большинство доступных нам скульптурных произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами. А некогда они в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. «Она живая», «как будто дышит», «вот-вот заговорит» — таков неизменный мотив, обращённый к скульптуре в произведениях греческой лирики. Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, — в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Прежде всего познакомимся с историей развития этого вида искусства. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3 м) обнажённые атлеты получили название «архаических Аполлонов», так как воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их торжественные позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но всё же в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И ещё одна характерная для всех кор деталь: загадочная улыбка.
Греческая скульптура представлена именами таких ваятелей, как Поликлет, Мирон и Скопас, Пракситель, Лисипп и Леохар. Они создали произведения, служившие примером для подражания скульпторам последующих времен.