Суверенная нация

Сводится ли появление государства-нации лишь к возникновению новой политической формы, которая продолжает логику абсолютной монархии, логи­ку суверенности, с той лишь разницей, что вместо короля носителем суверени­тета становится нация? «Республика есть правильное правление многих домо-

XII. Государство-нация

хозяйств через суверенную мощь», — утверждал Жан Воден в первых строках своего труда «Республика» (1576). Это определение, в котором «правильное прав­ление» (droit gouvernement) означает справедливое правление, государство, со­блюдающее право, а под «домохозяйством» (menage) понимается семья, закла­дывает основы концепции государства как территориальной политической вла­сти, осуществляемой на определенной территории и над индивидами, постоян­но там проживающими и согласными соблюдать правовые принципы. В этом смысле «суверенитет» теряет связь с imperium. Указанная политическая власть не подчинена какой-то высшей силе. Монархия является абсолютной, но не в том смысле, что она может не следовать закону, не связана им, а в том смысле, что над ней не стоит никакая другая власть. Монархия является божественной в том смысле, что легитимностью ее одаривает не Церковь, а сам Господь. Эта бо-годанность требует также, чтобы законы монархии соответствовали моральным законам. Светский вариант данной схемы (в том виде, в каком он утвердился во время Французской революции) предлагает теория суверенной нации, отожде­ствляющая нацию с суверенным народом. Национализм превратит легитимность народов в высшую легитимность.

В Европе XVII—XVIII вв. принцип абсолютного суверенитета отнюдь не вы­ступал как универсальная политическая норма. И потому, например, владетели некоторых германских княжеств в XVII в. пользовались лишь «половинчатым» суверенитетом, принимавшим различные формы: государь без армии, который, в случае конфликта, укрывается за спиной более мощного государя; государст­во, не чеканящее собственной монеты, использующее монету соседей. Некото­рые из таких князей, обладавших лишь функциями внутреннего полицейского надзора, пытались добиться права вести свою собственную внешнюю политику. Но можно обнаружить существование и совершенно других политических воз­зрений. Согласно им, государство есть прежде всего мощь, способность к сило­вой экспансии. Представляется, что такое понимание государства вписывается в традицию, в соответствии с которой политическая власть отождествляется с imperium. Такое разнообразие политических традиций побуждает подходить к истории нации как к истории, пишущейся с давних времен, даже если сама на­ция родилась лишь недавно. Но прежде чем утверждать это, следует выявить су­щественные социологические переменные, позволяющие понять процесс появле­ния нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: