Принцип научности

Познание – очень сложный противоречивый процесс. Научное познание даёт возможность осуществить переход от явления к сущности. Познания окружающей действительности могут быть верными и неверными, если в процессе обучения учащиеся получают лишь представление о внешних свойствах предметов и явлений действительности – такие знания являются донаучными. Если в процессе обучения учащиеся получают знание понятий, законов, доказательств, они получают научные знания.

В основе принципа научности лежит ряд положений:

- мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную картину развития мира

- наука в жизни человека играет важную роль, образование направлено на усвоение научных знаний

- научность обучения обеспечивается средним школьным образованием, зависит от реализации учителями принятого содержания.

В связи с этим к учителю предъявляются следующие требования:

- обучать на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики

- знать, как правильно осуществить переход от явления к сущности

- изучение законов науки проводить, учитывая важные стороны процесса развития изучаемых явлений, а каждое новое научное понятие должно систематически повторяться

- поощрять исследовательскую деятельность учащихся.

Принцип доступности.

Известно, что знания учебного материала доступны тогда, когда они связаны: с уровнем развития школьников, с их личным опытом, со знанием, умением, навыком, которые имеются у школьников.

Если установить такие знания невозможно, то знания будут недоступны.

Принцип доступности вытекает из требований: с одной стороны знания закономерности возрастного развития, а с другой – организация и осуществление дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

Ещё Каменский выдвигал правила, которые связаны с принципом доступности: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Для реализации этого принципа необходимо:

1)связь новых знаний со старыми;

2)связь между новыми знаниями и операциями мышления, которые сформированы или формируются. Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития. Обучение должно вести за собой развитие. Учебный процесс может быть построен на механизмах мышления, которые ещё полностью не сформировались, но достаточны для усвоения нового материала.

В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллектуальный уровень развития учащихся и становиться доступным более сложное содержание обучекния.

3)связь учебного материала с интересами, рассуждениями, склонностями ученика.

Поэтому к учителю и учебному процессу предъявляются следующие требования:

- связь нового материала со старым

- обязательно знать уровень развития ученика, способности и мыслительные операции, которые сформированы или формируются

- формировать познавательный интерес к обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: