Упрямство — это тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью, и субъект упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него.
Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.
Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: игнорирование их существенных потребностей, грубое обращение или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Не всегда умея разумно проявить свою самостоятельность, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения.
С. Л. Рубинштейн к волевым проявлениям относит и негативизм. Он проявляется в «немотивированном» волевом противодействии всему тому, что исходит от других людей.
|
|
Настойчивость. В отечественной психологии, как и в зарубежной, настойчивость определяется как качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
По Е.П. Ильину настойчивость - это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
Проявление настойчивости в значительной мере зависит: 1) от степени уверенности человека в достижимости цели, 2) от мотивации достижения (стремления к успеху), 3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений.