Полководческий талант Аблай-хана и тактика действий

Аблай, Абилмансур. Предки его происходят от знаменитого основателя казахской орды Аз-Джанибека, который являлся потомком Джучи хана, сына Чингисхана. Отец его погиб в бою от рук врагов, и испытавший много горестей и трудностей маленький Аблай вырос с помощью раба Ораза. С юношеских лет проявил свои лучшие качества воина, защитника Отечества. Он постоянно участвовал в различных сражениях.

Одной из крупных первых побед принесших ему известность, была битва казахских воинов под командованием Абулманбета против джунгар. В этом бою 20 летний юноша Абулмансур в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков-хунтайджи Галдан-Цэрен и, привязав его к своему седлу, поскакал с криком: «Абылай, враг бежит!», с тех пор Абилмансур начал называться именем своего деда.

Султан Абылай был избран ханом Казахского ханства в 1745 Он прекрасно понимал, что нельзя спешить с войной с джунгарами. Необходимо было создать сильную армию и поднять жизненный уровень населения. Он ввел законы Чингисхана: Билик и Джасак. Билик (власть) регламентировал власть в ханстве, а Джасак (воинские силы) давал возможность создания сильной армии по чингисхановскому образу.

Его армия, как и армия его великого предка, состояла из следующих подразделений: отряд из десяти человек, которые сводились в сотни. Из сотен формировались тысячи, а из тысяч крупные отряды в три, пять, десять тысяч воинов. Вся армия делилась на четыре части. Левое крыло (сол кол), куда входили найманы, коныраты, меркиты, возглавлял Кабанбай-батыр; правое крыло (он кол), куда входили аргыны, кипчаки, возглавлял Боген-бай-батыр; центр (орта), куда входили все роды Большого и Младшего жузов, возглавлял Наурызбай-батыр. Четвертая особая группа была создана во главе с батыром Шакшакулы Жанибеком. В обязанности этой группы входила разведка боем, засады, создание боевого резерва при хане для нанесения неожиданных ударов в ходе битвы. В данную группу входили кереи, уаки и др. Была создана сильная казахская армия численностью до 150 тысяч человек.

Согласно выработанной стратегии, армия приступила к изгнанию джунгар из казахских земель, наступая на джунгарские отряды по всему фронту и с задачей отрезать пути отступления Туркестанской группировки джунгар.

В стратегию Абылай-хана входило освобождение казахских земель от джунгар до вторжения китайцев в Джунгарию и сдерживание китайцев на южных склонах Тарбагатайских гор и гор. Одной из главных особенностей стратегии и тактики Аблая поководца, было умение создать численное превосходство на участках боевых действий. В данном случае против 20 тысячной группировки джунгар. Абылай хан выставил в 1387 году ударную группу численностью в 30 тысяч воинов. Джунгары привыкшие воевать с малочисленными, плохо организованными отрядами казахов, не имели об этом никакой информации. Среди нововведений Абылая было усиление личной гвардии- толенгутов. Личная охрана у ханов существовала издревле ну Абылая она стала весьма многочисленной. Были введены определенные правила ее содержания.

Абылай был избран народом в трудное время. В короткие сроки он сумел с блеском выполнить поставленные перед ним задачи:

1. Создать сильную централизованную власть в практически полностью разваленном Казахском ханстве; устранить притязание на власть со стороны биев; восстановить в Центральной Азии сильное Казахское ханство, с которым считались и Россия Китай.

2.Создать сильную дисциплинированную армию, сумевшую нанести сокрушительное поражение еще недавно непобедимым джунгарам.

3.Вернуть все утерянные земли и восстановить казахское ханство в его прежних границах, за исключением земель между Волгой и Уралом.

4.Вернуть мир и спокойствие на казахскую землю. За 35 лет управления страной Абылай-ханом население Казахского ханства не только восстановило свою численность, но и превзошло количество населения на период до джунгарско-го вторжения и начала Великого бедствия казахского народа.

Абылай хан сумел обеспечить полную независимость Казахского ханства и вел уже в 70-х годах XVII века политику от имени суверенного, сильного и независимого государства, при Аблай хане казахское ханство вновь обрело столицу - город Туркестан. В военно-политическом отношении казахское ханство было уже третьим в регионе государством после России и Китая.

Военный быт казахов кочевников имел специфические особенности. Воины совершали дальние походы обычно с осенних пастбищ, когда боевые кони были в теле и могли выдержать большие переходы, а объект нападения - жители оседлых районов -собрали урожай.

В поход каждый воин должен был выступать минимум с двумя боевыми конями, со своим оружием и снаряжением.

Во время похода старались двигаться скрытно, имея впереди и по сторонам отряды разведки и дозоры. Шли ночью и нападать старались на рассвете, когда противник не ожидает атаки. В ночное время пользовались различными сигналами: огнем, криком зверей и птиц, особыми паролями. К бою готовились тщательно: кормили коней, расчесывали им гривы, точили сабли и копья, проверяли луки и стрелы, готовили боевые знаки. Перед битвой надевали на боевых коней латы, сами облачались в кольчуги, навязывали на руки одинакового цвета со своим воинским знаменем повязки, чтобы отличить своих от чужих. В назначении час воин-знаменосец поднимал главное знамя, и армия в боевом порядке вступала навстречу врагу.

Основная тактика кочевников состояла в том, что предпочтение отдавалось легкой коннице, которая обладала большой маневренностью и составляла основную массу войска. Такое войско было способно преодолеть большое расстояние, выполнят различные задачи: прорыв, атаку с фронта, тыла, обходной маневр, обманные движения, просачивание на стыках рейды в глубину и по фронту, преследование, беспокойство врага на марше, на переправах, днем и ночью, в любое время года, совершать большие и длительные марш-броски. В случае неудачи конница легко уходила от погони. Легковооруженная конница не только могла начинать сражение и преследовать противника, но и во взаимодействии с тяжеловооруженной, активно участвовать в рукопашной схватке, не спешиваясь с коня. Тяжеловооруженная конница могла успешно действовать только тогда, когда ее поддерживала легкая кон­ница.

Исторические источники дают нам возможность предполагать, что построенные клином тяжеловооруженная конница казахов на карьере врезались во вражеский строй, разрезали его надвое и пиками опрокидывали неприятеля. Рубка мечами в конном строю могла при необходимости завершать дело. Тяжеловооруженная конница, кроме того, были вооружены луком со стрелами в качестве вспомогательного оружия. Его применяли перед вступлением в рукопашный бой или когда надо было расстреливать окруженного противника. С появлением тяжеловооруженной конницей стали меняться вооружение и тактика конницы. На смену коротким приходят длинные мечи, распространяется мощный лук с костяными накладками, и сопутствующие ему крупные и бронебойные наконечники стрел. Это позволяло вести не только массовую, но и прицельную стрельбу.

Разнообразен был арсенал боевых приемов и тактических уловок у степняков в полевых сражениях. Так, если военачальники не считали разумным в данной обстановке сражаться с противником в конном строю, воинство спешивалось и, привязав поводья лошадей к своим поясам и пустив по врагу дождь стрел, ударами копий преграждали им путь. Если неприятель напал врасплох и, выстроить ряды войска было невозможно, старались сомкнуть фланги и образовать круг, а затем, на скаку стреляя из луков, кружились внутри вражеского кольца (круг в круге) по мон­гольскому обычаю.

Этот способ имел особое название -тулгама или тулгамыш (от тюркского слова тулгамак -окружить, обернуть, обратить, кружить, крутить). Применялся и другой прием ведения боя: всадники мчатся во весь опор в сторону неприятеля, на ходу пускают стрелы. Затем резко осаживают коней и, отходя, продолжают обстрел врага. Скачут врассыпную, опустив поводья, а в отдалении вновь собираются для нового удара.1

Такая тактика действий типична для кочевников на огромной степной территории с естественными препятствиями и погодными условиями. Этот способ ведения военных действий выбирался в зависимости от численности противника, если последний превосходил числом, войска отступали в глубь страны, изматывали противника частыми набегами, а затем, обескровив его и Уравняв шансы, переходили в контрнаступление. Мобильность и маневренность - вот основная тактика саков.

Прием притворного отступления кочевников в сочетании с засадами, описывает Марко Поло в битвах воинственных предков монгольских войск: «В битвах с врагом берут верх вот как: убегать от врага не стыдятся, убегая, поворачиваются и стреляют. Коней своих приучили, как собак, ворочать во все стороны Когда их гонят, на бегу дерутся, славно да сильно, также точно как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьет и вражьих коней и людей; а враг думает что, они расстроены и побеждены, а сам проигрывает от того, что кони у него перестреляны, да людей изрядно побито Татары, как увидят, что истребили их вражьих коней и людей много, поворачиваются назад и бьются славно, храбро, разоряют и побеждают врага».

Достижением военного искусства казахов считается умение различных подразделений (например, конницы и пехоты) взаимодействовать в бою. Наглядно говорит об этом и такой пример: «легковооруженная конница не только могла начинать сражение и преследовать противника, но и во взаимодействии с тяжеловооруженной, активно участвовать в рукопашной схватке, не спешиваясь с коня. Тяжеловооруженная конница могла успешно действовать только тогда, когда ее поддерживала легкая конница». Таким образом, взаимодействие заключалось в согласовании боевых усилий подразделений между собой, с подразделениями других родов войск и специальных войск, а также с соседями по задачам, направлениям, времени и рубежам, способам выполнения боевых задач в интересах конницы и пехоты.

Ведение постоянных войн привело к возрастанию роли управления войском. Ведь бой - это сложный двусторонний процесс. В нем каждая из противоборствующих сторон стремится уничтожить противника или нанести ему такие потери, которые бы вынудили его отказаться от выполнения своего замысла. И искусство управления состоит в том, чтобы обеспечить выгодные условия подчиненным и максимально усложнить их для противника.

Для управления в бою кочевники применяли специальные подразделения рассыльных, конных и пеших, а также специальные значки и символы. Знамена были священным символом и одним из эффективных средств управления войсками на марше и в бою. Сигналом к военным сборам служило боевое знамя рода, выставлявшееся около юрты предводителя.

В то же время родовые отделения имели собственные боевые знаки, близкие по цвету общему знамени. По числу знаков можно было узнать число бойцов того или иного рода. Это могли быть и разрисованные куски материи, прикрепленные к древку, которые при движении, наполнялись воздухом принимали устрашающие очертания змей, драконов и других чудовищ. Античный историк Арриан пишет, что «эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

Вывод

Таким образом, Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии оказалась наиболее ярким и героическим событием казахского ханства.

Казахскому народу пришлось перенести всю горечь поражений, большие потери, глубоко осмыслить происходящее. Война потребовала мобилизацию всех материальных ресурсов, стойкости духа, сплочения многочисленных народов. Правильная организация отпора противнику помогла отражению агрессии. Навсегда в исторической памяти народа осталось событие освобождения горных районов Кара-Тау, Улу-Тау, земель Сары-Арки, Семиречья, в местности Буланты и Белеуты.

Анракайское сражение стало символом исторического прошлого казахского народа.

Полуторавековая война казахского народа с джунгарами имела большое историческое значение. Казахский народ - кочевники, доказали свою любовь и преданность родной земле. Победа над джунгарами подняла дух народа. В народе крепла уверенность, что казахи, объединившись не только способны изгнать Джунгар из казахских земель, но и перенести войну на территорию врага.

История войн казахского народа с джунгарами в основной логике своих выводов учит, что история побед в ней - это история единства народов Казахстана. Несмотря на имевший драматизм неудач, казахи одержали великие победы, источниками которых были стратегическое и тактическое искусство казахских султанов, ханов, батыров, единство народа и мудрость великих биев.

Сплотить измученных жестокой судьбой кочевников в единый - народ было делом не простым. Для этого требовалось, прежде всего, держать бразды правления в крепких руках. Чтобы сохранить единство народа приходилось проявлять высокие образцы чести и достоинства, справедливости и мудрости, риска, благоразумия, способности в степных людях возбудить страстное стремление целостности и независимости. И такие люди нашлись. История знает их имена: Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би. Они явили миру качество исключительной прозорливости и величия сумели внушить народу великую истину. Тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни.

Их политическое мышление предопределило будущее своего народа, предначертала единственно верный путь сохранения потомства и родной земли, показали подлинный образец политического прагматизма. Их героическая жизнь и деятельность нам потомкам достойный урок подражания.

Многим казалось, что наступил конец существованию казахского народа, но этому не суждено было сбыться. Судьбу родины в свои руки взял союз всех слоев общества.

Казахский народ доказал всему миру, что они не любят войну, не горят желанием захватить чью-то территорию. Но врагам, которые вторгались на территорию казахов, они сумели дать отпор, хотя это было очень трудно. Они сумели выстоять, выдержать суровое испытание, сохранили землю предков и защитили свою родину и не дали надругаться над ними. Они чтили, прежде всего, свободу, независимость. Сохранили нацию под названием казахи, сохранили традицию, быт, язык, культуру. Одержали победу над захватчиками и завоевали право на жизнь, на будущее.

Видные государственные деятели ханы, бии, батыры сумели сплотить вокруг себя казахский народ в трагический для его судеб момент истории, оказавшиеся способными решать стоящие перед ними глобальные проблемы, что позволило спасти казахский народ и государство от гибели, сплотить народ в единое целое, поднять дух народа, вселить им веру и надежду к победе.

Благодаря батырам, которые отличались в сражениях с джунгарами: Жолбарыс Кайдарулы, Богенбай, Кабанбай, Наурызбаи, Конакай, Каракум, Карасай, Агынтай, Жанибек, Отеген, Санрык, Раймбек, Косы и др., победа была за казахским народом.

Это была справедливая война за национальное освобождение, она явилась серьезным испытанием казахской государственности и военного искусства казахов против джунгарского ханства. Вышеназванные исторические личности по праву составляли «десятку звезд первой величины», поскольку отличились не только личной отвагой, мужеством и самоотверженностью, но и проявили полководческие способности, умение мудро руководить "народом, последовательно добиваться его единства. Для победы в освободительной войне необходимо крепкое единство народа, строжайшая, сознательная дисциплина, вера в руководителей и их мудрость, предусмотрительность и их политические и военные способности. К счастью казахский народ, в тяжелые минуты испытаний обрел в лице вышеназванных героев таких руководителей, которые своими речами, а главное делами добились беспрецедентной веры народа в свои силы.

Заключительная часть

- напомнить тему, учебные цели занятия и как они были достигнуты;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить оценки;

- дать задание на самоподготовку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: