Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эмпиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианистическое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм.
Дейвид Гартли (1705—1757). В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отмечая, что психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрационной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием является вибрация, и выделял в психике два круга вибраций — большой и малый. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени.
Гартли соединил понятии рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.
|
|
Такое понимание психики подвело Гартли к признанию существования неосознаваемых представлений и идей, и тем самым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Так была создана одна из первых материалистических теорий бессознательного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о динамике представлений Гербарта.
Очень важным в учении Гартли о характере и природе человеческой психики является то, что объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались Неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.
Рассматривая законы психической жизни человека, построенные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три основных простейших элемента, на основе которых через механизм ассоциации строится вся душевная жизнь:
1) ощущения, формирующиеся на основе вибрации органом чувств;
2) представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основанные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета;
3) чувства (аффекции), функцией которых является отражение силы вибрации.
Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека.
|
|
Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятельного процесса в системе психики человека не существует, а обусловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого со-шается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гарт ли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разложение старых идей.
Память. При объяснении механизма памяти Гартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является, по Гартли, основой обучаемости.
Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождествлял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения, достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание идти, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде.
В объяснении природы аффекта Гартли также опирается на понятие ассоциации и утверждает, что аффект не является врожденной идеей, но есть продукт воспитания и возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Однако Гартли делает акцент на том, что в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образу ются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. При этом утверждалось, что все психические явления выводятся из внешних впечатлений.
Положение о том, что все содержания и представления психики возникают в ней при жизни, давало и соответствующие выводы о воспитании и развитии человека, впоследствии нашедшие свае сражение в теориях бихевиористов. Так, Гартли считал, что главной задачей воспитания являются формирование и закрепление у людей таких ассоциативных связей, которые бы вызывали отвращение при совершении безнравственных, антиобщественных и дурных поступков и доставляли бы удовольствие при совершении социально полезных, нравственных и добродетельных дел. Этот подход созвучен с идеей о положительных и отрицательных подкреплениях, которая впоследствии стала ключевой в формировании концепции и взглядов бихевиоризма.
Свое понимание принципа ассоциации выдвигал Дэвид Юм (1711— 1776). Он считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Развивая свой взгляд на понятие ассоциации, он попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
По Юму, единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так как в процессе самонаблюдения человек видит лишь комплексы перцепций, последовательно сменяющих друг друга, а не впечатления о субстанции или причинности возникших объектов. Структура опыта, а, следовательно, и сознания, по Юму, такова: во-первых, он состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмоции (или страсти), и, во-вторых, из «идей», которые являются копиями этих впечатлений.
|
|
Юм изменил локковское понимание «идеи ощущения», которая имела отношение и к внешнему объекту, и содержанию сознания, приписав ее исключительно второму. Он устранил понимание ощущения как соответствующего внешнему объекту через выделение двух классов феноменов внутри самого сознания. К первому классу принадлежат впечатления и идеи, которые, в свою очередь, делятся по субъективным признакам — живости, силе и другим качествам — и информацию о которых сознание получает только через интроспекцию. Ко второму классу принадлежат идеи, или факты сознания, которые зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. Ассоциация не является продуктом причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, исходя из понимания Юмом сути ассоциации, мнение о существовании такого рода связи есть продукт ассоциации. Согласно же Юму душа представляет собой нечто вроде экрана, на котором последовательно отражаются все идеи и впечатления человеческого существования.
Джордж Беркли (1685—1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на ньютновы представления, но в изучении психики человека он осуществляет анализ представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Это означает «быть — значит быть в восприятии», т. е сознание есть то, что человек воспринимает. Такое понимание психики привело Беркли к необходимости объяснить, почему разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, и в объяснении этого явления он использовал категорию особого божественного сознания, которым обладают все люди, именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям.
|
|
Беркли считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных двигательных, мышечных, осязательных. Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощь мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения глазных мышц. Иными словами, то, что называется зрительным ощущением, по Беркли, есть на самом деле комбинация ощущений зрительных и осязательных. Таким образом, реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Согласно теории зрительного восприятия пространства Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства(при двухмерности образа на сетчатке).