Развитие психологических теорий и учений в Англии в 18 веке

Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эмпиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианистическое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм.

Дейвид Гартли (1705—1757). В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отме­чая, что психика есть продукт активности организма как маши­ны, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внеш­ней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрацион­ной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием является вибрация, и выделял в психике два круга виб­раций — большой и малый. Гартли считал, что психический мир челове­ка складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во време­ни.

Гартли соединил понятии рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соот­ветствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Такое понимание психики подвело Гартли к признанию существования неосознаваемых представлений и идей, и тем са­мым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы. Так была со­здана одна из первых материалистических теорий бессознатель­ного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о дина­мике представлений Гербарта.

Очень важным в учении Гартли о характере и природе челове­ческой психики является то, что объектом объяснения станови­лось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались Неотделимыми от своей физиологической основы, они также ста­вились в однозначную зависимость от характера вибраций.

Рассматривая законы психической жизни человека, постро­енные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три ос­новных простейших элемента, на основе которых через меха­низм ассоциации строится вся душевная жизнь:

1) ощущения, формирующиеся на основе вибрации органом чувств;

2) представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основанные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета;

3) чувства (аффекции), функцией которых является отражение силы вибрации.

Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека.

Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятельного процесса в системе психики человека не существует, а обус­ловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого со-шается связь между образом предмета и словом. Процесс пони­мания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гарт ли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разло­жение старых идей.

Память. При объяснении механизма памяти Гартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспро­изведением ощущений по ассоциации в том порядке и отноше­нии, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы преж­них воздействий является, по Гартли, основой обучаемости.

Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождеств­лял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения, достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание идти, наоборот, отвращение. Волевая ак­тивность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, на­столько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движе­ния, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде.

В объяснении природы аффекта Гартли также опирается на понятие ассоциации и утверждает, что аффект не является врожденной идеей, но есть продукт воспитания и возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Однако Гартли делает акцент на том, что в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образу ются произвольные движения, побуждаемые внешними стиму­лами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. При этом утверждалось, что все психические явления выводятся из внешних впечатлений.

Положение о том, что все содержания и представления психики возникают в ней при жизни, давало и соответствующие выводы о воспитании и развитии человека, впоследствии нашедшие свае сражение в теориях бихевиористов. Так, Гартли считал, что главной задачей воспитания являются формирование и закрепление у людей таких ассоциативных связей, которые бы вызывали отвращение при совершении безнравственных, антиобществен­ных и дурных поступков и доставляли бы удовольствие при совер­шении социально полезных, нравственных и добродетельных дел. Этот подход созвучен с идеей о положительных и отрицательных подкреплениях, которая впоследствии стала ключевой в форми­ровании концепции и взглядов бихевиоризма.

Свое понимание принципа ассоциации выдвигал Дэвид Юм (1711— 1776). Он считал, что источником знания служит образуе­мый ассоциациями чувственный опыт. Развивая свой взгляд на понятие ассоциации, он попытался представить все человече­ское познание как ассоциацию идей.

По Юму, единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так как в процессе самонаблюдения человек видит лишь комплексы перцепций, последовательно сменяющих друг друга, а не впечатления о субстанции или причинности возникших объектов. Структура опы­та, а, следовательно, и сознания, по Юму, такова: во-первых, он состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмо­ции (или страсти), и, во-вторых, из «идей», которые являются копиями этих впечатлений.

Юм изменил локковское понимание «идеи ощущения», кото­рая имела отношение и к внешнему объекту, и содержанию со­знания, приписав ее исключительно второму. Он устранил понимание ощущения как соответствующего внешнему объекту через выделение двух классов феноменов внутри самого созна­ния. К первому классу принадлежат впечатления и идеи, кото­рые, в свою очередь, делятся по субъективным признакам — жи­вости, силе и другим качествам — и информацию о которых со­знание получает только через интроспекцию. Ко второму классу принадлежат идеи, или факты сознания, которые зависят от впе­чатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. Ассоциация не является продуктом причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, исходя из понимания Юмом сути ассоциации, мнение о суще­ствовании такого рода связи есть продукт ассоциации. Согласно же Юму душа представляет собой нечто вроде экрана, на котором последовательно отражаются все идеи и впечатления человеческого существования.

Джордж Беркли (1685—1753), так же как и Локк, ориентиро­вался в своих трудах на ньютновы представления, но в изучении психики человека он осуществляет анализ представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Это означает «быть — значит быть в восприятии», т. е сознание есть то, что человек воспринимает. Такое понимание психики привело Беркли к необходимости объяснить, почему разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, и в объяснении этого явления он использовал катего­рию особого божественного сознания, которым обладают все люди, именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям.

Беркли считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосред­ственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных двигательных, мышечных, осязательных. Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощь мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения глазных мышц. Иными словами, то, что называется зрительным ощущением, по Беркли, есть на самом деле комбинация ощущений зрительных и осязательных. Таким образом, реаль­ность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Согласно теории зрительного восприятия пространства Беркли представлял зрительное восприятие как комби­нацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства(при двухмерности образа на сетчатке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: