Введение. В классе академического вокала

В классе академического вокала

В репетиционно-концертный период»

Автор:

концертмейстер Жукова Т.А.

2011г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………….. 3 Глава I

Специфика работы концертмейстера с вокалистами в период подготовки

к концертному выступлению……………………………………………………………………… 6

Глава 2

Методы овладения оптимальным предконцертным настроем и регулировка психоэмоционального состояния вокалиста………………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………………………………………………………... 18

Литература ……………………………………………………………………………………………........ 19

Введение

Профессия концертмейстера – это и призвание, и мастерство, и умение совместно общаться, творить и переживать музыку. Творческий союз солиста и концертмейстера – очень интересный взаимообогащающий процесс, способный доставлять исполнителям эстетическое удовольствие и стимулировать их дальнейшее профессиональное совершенствование.

Нередко приходится слышать, что профессия концертмейстера – удел второсортных пианистов, также несостоявшихся как педагоги. В действительности же ансамблевое исполнительство во многих отношениях превосходят сольное по степени сложности. Аккомпанемент представляет собой многокомпонентный психический процесс, в котором задействованы различные механизмы. «Психика человека представляет собой многоуровневую систему, и каждый психологический процесс протекает сразу на нескольких уровнях. Обычно эти уровни согласованы между собой, но иногда они действуют независимо друг от друга». Процесс исполнения связан с использованием определенных психических механизмов и с образованием в коре головного мозга условных рефлексов.

Ориентированное на индивидуальное музыкальное высказывание, сольное исполнительство способствует выработке у пианистов-солистов соответствующих ему навыков. Совместное исполнительство, нацеленное на общий музыкальный результат, требует от интерпретаторов уже иных качеств. В этом случае совместный исполнительский процесс формируется заново, и перед артистами встают уже иные психологические задачи.

Психологические особенности концертмейстерской работы заключаются в определенной раздвоенности сознания пианиста между собственным замыслом и интерпретацией партнера. Соотношение разных пластов человеческой психики при аккомпанементе нередко приводит к возникновению противоречий между собственным пониманием концертмейстером авторского содержания и трактовкой солиста. В результате пианисту приходится ломать уже сложившийся стереотип, что для некоторых из них является весьма болезненным моментом. Подвижность нервных процессов, гибкость психики определяет способность музыканта к совместной работе, а их заторможенность, наоборот, затрудняет взаимодействие. Как видно, работа концертмейстера весьма специфична и сложна. Она требует и таланта, и пианистического мастерства. Без особого аккомпаниаторского чутья, без обостренной слуховой реакции, без способностей к творческому взаимодействию – концертмейстер не достигнет впечатляющего художественного результата.

В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера целый ряд вариантов – работа в вокальных, дирижёрских, инструментальных, хореографических классах, не считая находящихся за пределами академической сферы видов деятельности, - и в каждом отдельном случае имеется своя специфика.

Работа в классе академического вокала существенно отличается от работы с солистами-инструменталистами. Достойны внимания слова Евгения Нестеренко: «Работа концертмейстера с вокалистом требует знакомства с певческой технологией, любви к голосу, как одному из самых выразительных и тонких музыкальных инструментов, понимания особенностей вокального искусства…».

Искусство аккомпанемента тесно связано не только с исполнительскими проблемами, но и с психологическими аспектами деятельности. Различные направления исследований в области музыкальной психологии, в частности, работы Цыпина Г., Бочкарева Л., Петрушина В. предоставляют обширную информацию о методах, повышающих психологическую устойчивость во время концертных выступлений.

Цель данной работы - рассмотрение особенностей работы концертмейстера с солистами-вокалистами в период подготовки к концертному выступлению и психологической адаптации к ситуации публичного выступления для укрепления собственных профессиональных позиций в качестве концертмейстера, а также помощи партнёру по ансамблю, является актуальным как для музыкально-образовательной сферы, так и для концертно-исполнительской деятельности.

В задачи данной работы входит выявление специфики репетиционно-концертной деятельности концертмейстера в классе академического вокала и описание приемов и методов эмоционально-волевой регуляции при подготовке к концертному выступлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: