В современных условиях модернизации образования, при переходе от "знаниевого" подхода к компетентностному, совершенствуются профессиональные функции работников школьного образования, и, соответственно, требования к их педагогической компетентности. Практика носит комплексный характер, имеет свои специфические задачи и требует от студентов-практикантов проявлять и совершенствовать профессионально-педагогическую компетентность и составляющие ее компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:
Код и наименование формируемых компетенций | Проявления компетенций |
ПК-2 готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работе в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с успешной социализации лиц с ОВЗ | Знать: - ценностные основы профессиональной деятельности логопеда школьного образования; - правовые нормы реализации коррекционной (логопедической) работы логопункта и логопедического кабинета при школьном образовательном учреждении; Уметь: - организовывать логопедический процесс с учетом нормативных требований; Владеть: - способами анализа корректировки своей деятельности в соответствие с ее правовыми нормами; |
ПК-11 готовностью к использованию знаний в области современного литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу | Знать: - нормы русского языка; Уметь: - последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; - грамотно и правильно оформлять анализ проведенной деятельности; Владеть: - вербальными и невербальными средствами коммуникации в профессиональной деятельности; |
ПК-6 способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики | Знать: - должностные обязанности логопеда при школьном логопункте; Уметь: - сравнивать полученный результат с поставленной целью и задачами; Владеть: - способами получения профессионально значимых знаний и умений; |
Учебная практика студентов - строится на основе последовательной реализации следующих принципов:
- взаимосвязь теоретического обучения и практики - означает углубление и закрепление теоретических знаний, и применение их в решении конкретных прикладных задач;
- системность и последовательность - поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, системное овладение всеми профессиональными компетенциями специалиста;
- динамичность - постепенное расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается практикант, усложнение содержания деятельности, которая приближает с каждым новым видом практики к деятельности профессионала;
-свобода выбора и ответственность - учет интересов и потребностей, как студентов-практикантов, так и руководителей практики через выбор места прохождения практики, содержания деятельности в рамках общих задач данного вида и формы практики, тематики психолого-педагогических проектов совместной практической и научно-исследовательской работы, а также принятие личной ответственности за этот выбор;
-сотрудничество - создание в ходе практики таких условий, при которых отношения между студентом и руководителем практики строятся на приоритете доверия и партнерства, где студент выступает в роли субъекта профессиональной деятельности.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен:
Знать:
· знать основные формы и приемами логопедической диагностики детей учащегося, испытывающего трудности в овладении навыками письма и чтения;
· анализировать результаты проведенного логопедического обследования, квалифицированно оценить выявленные аномалии развития, прогнозировать динамику нарушения, оформлять полученные данные в речевой карте;
· знать и адекватно определять пути и условия активизации речевой и познавательной деятельности обследованного ребенка, осуществляя взаимосвязь в решении коррекционно-компенсирующих, образовательных и воспитательных задач логопедического воздействия;
Уметь:
· уметь реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием
практики;
· овладеть способами рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы на школьном логопункте;
· уметь адекватно осуществить взаимодействие с родителями;
· осуществлять реализацию программы учебной практики в тесном контакте с медико-психолого-педагогическим коллективом СОШ, С(К)ОШ;
Владеть:
· обоснованно оценивать степень эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов преодоления трудностей детей в овладении русским языком, а также степени результативности работы по их абилитации в контексте коррекции искаженного личностного развития;
· осуществления анализа степени рациональности отобранных для логопедического воздействия наглядных и технических средств;
· планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к лицам с нарушениями речи.