Педагогика высшей школы
ПВШ – это отрасль пед науки, изучающая теретич и практич проблемы развития личности студентов и их профес подготовки в вузе.
Как самостоят отрасль она возникла сравнительно недавно. В н 20 в. появл первые науч статьи, посв-е проблемам работы со студентами, а также проблеме ВО в целом. Все больше осознается необходимость научного обеспечения универ-го обучения и ВО. Большое кол-во пед съездов. В 50-60 гг 20 в. происходит сразу несколько крупных конференции по проблемам ВШ. С 60-х гг ПВШ стала разрабатываться комплексно, не только специфика образования студ молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч работы в ВШ, организации и управления ВУЗами и др.
Предмет. Нет единого подхода.
- проц обучения и воспитания студентов
- закон-сти подготовки буд специалистов
- зак-сти уч-восп проц в условиях ВУЗа
- пед проц ВУЗа и его зак-сти, знание к-х необходимо для эфф организации УВП
- образоват проц в ВШ
В рамках ПВШ разрабатываются дидактика ВШ, псих учения и развитие активной мысл деят-сти, общая методика уч и науч работы и др.
Категории. Осн кат-ми явл: социализация и воспитания буд спец-ов, образовании и образоват процесс ВШ, закономерности и принципы образов проц, проц обучения в ВШ, преподавание, учение, пре-ль, студент и др.
Соц-ия – проц соц развития ч-ка в рез-те стихийных и организованных воздействии всей сов-сти факторов обществ бытия.
Воспитание – целенаправленная проф деят-сть педагога. Важн ф-ия воспитания – передача накопленного опыта нов поколению осущ-ся ч-з образование. Образование – рез-т усвоения ч-ком опыта поколении в мде с-мы знании, умений и навыков, способов деят-сти и отношении.
В образовании выделяют процессы, к-е обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения общественного опыта – это обучение. Обучение – спец организованный проц взаимодействия обучающего и обучаемых, направленный на формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых и др.
Специфика научно-терминологического аппарата педагогики высшей школы.
Основные категории и их взаимосвязь.
Педагогика высшей школы отражает предмет своего исследования в понятиях и категориях (научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности и познания).
Основные категории:
· социализация и воспитание будущих специалистов
· образование и образовательный процесс высшей школы
· закономерности образовательного процесса высшей школы
· принципы образовательного процесса высшей школы
· процесс обучения в высшей школе
· преподавание, учение
· преподаватель, студент и др.
Социализация – становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Воспитание – процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, общественными организациями, СМИ и культуры, церковью, семьей.
Воспитание как педагогическое явление:
· целенаправленная профессиональная деятельность педагога
· целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности
· целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов
· создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через воспитательные институты
Передача накопленного опыта новому поколению осуществляется через образование. «Образование» означает создание образа, завершенность воспитания в соответствии с возрастной ступенью.
Образование – это процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения общественного опыта – это обучение.
Знание основных педагогических категорий дает возможность понять педагогику высшей школы как научную область знания, уяснить сущность рассматриваемых явлений, процессов, фактов.