Развитие специализированного строительного производства вызывает необходимость в координации деятельности организаций — участниц инвестиционного процесса, налаживании между ними тесных производственных связей. Это обеспечивается кооперированием организаций в форме производственно-хозяйственного сотрудничества, которое основывается не на принципах подчинения, а на договорных началах. Планируемые производственные связи возникают не только между подрядной и субподрядными строительными организациями, работающими на площадке, но и между строительными организациями и предприятиями, поставляющими материалы, детали и конструкции, между строительными предприятиями и транспортными службами, проектными организациями и т. д. Таким образом, под кооперированием в строительстве понимают организационно закрепленные производственные связи между самостоятельными организациями и предприятиями, участвующими в инвестиционном процессе. Уровень кооперирования (Укооп) характеризуется показателем:
|
|
Укооп = [(Оо-Ос):Оо]*100 (4.10)
Если представить себе строительную организацию как субъект хозяйствования. а не производства, то она (аппарат управления) фактически занята тем, что зарабатывает средства на свое существование и прибыль на свой капитал, вкладывая его непосредственно в свою деятельность и в строительное производство. Отсюда следует, что строительная организация как генподрядчик отдает производственную деятельность на субподряд, оставляя себе общие управленческие функции, не связанные непосредственно со строительными работами. Такое в известной степени условное разделение производства и управления необходимо для правильного понимания системы интересов экономических субъектов в инвестиционном процессе. Для строительной организации становится актуальной задача контроля капитала в сумме с получаемой прибылью по отношению к доходу. Этот показатель отражает эффективность ее участия в реализации инвестиционного проекта.
Наиболее высокий уровень кооперации достигается в процессе комбинирования и создании объединений. Комбинирование — это форма организации общественного производства, основанная на технологическом и организационном мнении в рамках одного предприятия различных отраслей, производств (например, промышленность строительных материалов, строительство, транспорт, сна6жение и т. д.). Целью комбинирования в строительстве является наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и повышение эффективности строительного производства.
Уровень комбинирования может быть в общем случае определен:
|
|
Укомб=(Окомб:Оо)*100 (4.11)
где Окомб — объем работ, выполняемый организациями комбинированного (диверсифицированного) типа.
До тех пор, пока строительная организация извлекает прибыль, используютс я возможности этой сферы экономики, нет никакой необходимости проводить диверсификацию. Как только потенциал для роста начинает сокращаться, стратегически верным будет либо проведение более агрессивной политики с целью увеличения доли рынка, либо диверсификация в другие сферы деятельности.. Диверсифицированную компанию, в отличие от узкоспециализированной строительной организации, можно рассматривать как набор отдельных видов преднимательской деятельности.
Уровень специализации и диверсификации деятельности строительной организации можно оценивать широтой ассортимента выпускаемой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Если уровень специализации (Утр) определяется по формуле (4.3), то уровень диверсификации может быть определен как:
Уд=1-Утр (4.12)
Изменение уровней специализации и диверсификации в зависимости от разнообразия отдельных видов работ при равных объемах реализации строительной продукции показано на рис. 4.4. Корпоративная стратегия диверсификации — это многоотраслевой стратегический план действий для ряда отличных друг от друга подразделений организации, работающих в разных отраслях.
Для лучшего понимания стратегических возможностей диверсификации недиверсифицированная строительная организация должна сопоставить свои конкурентные позиции с показателями, характеризующими различные типы рынков. В табл. 4.1 представлены стратегические возможности в порядке убывания их привлекательности.
Таким образом, предпосылками диверсификации являются:
· неравномерное развитие видов экономической деятельности;
· падение нормы прибыли в традиционном производстве;
· развитие научно-технического прогресса.
Мотивы диверсификации можно объединить в следующие группы:
1. Технико-технологические (неполное использование ресурсов, альтернативные варианты использования технологий; строительных материалов, дета
лей и конструкций; сохранение производственного потенциала и т. д.).
2. Экономические (расширение доли рынка, ресурсосберегающая политика,
экономия на масштабах деятельности и т. д.).
3. Финансовые (финансовая стабильность, распределение рисков).
4. Социальные (сохранение рабочих кадров, создание новых рабочих мест, инновационная политика менеджеров и т. д.).
5. Стратегические (приспособление к конъюнктуре рынка, государственный
заказ, страхование будущего строительной организации и т. д.).
Цели диверсификации строительного производства напрямую зависят от функции финансового состояния и возможностей предприятий (рис. 4.5).
Руководители недиверсифицированных строительных организаций могут сделать предварительные оценки того, способно ли то или иное решение по диверсификации организации повысить ее доходность, используя следующие критерии:
· критерий привлекательности (перспектива получения хорошей прибыли с вложенных средств, наличие благоприятных условий для конкуренции и рыночной среды, обеспечивающих долгосрочную рентабельность);
· критерий «затраты на вхождение» (затраты на вхождение в новую сферу экономики не должны быть слишком велики, чтобы не нанести ущерб потенциалу для получения прибыли);
· критерий дополнительных выгод (новый вид деятельности должен обеспе- -/ чить хорошие конкурентные преимущества в текущих делах строительной организации, что, в свою очередь, приводит к возможному появлению дополнительной прибыли).
Если деятельность строительной организации по диверсификации удовлетворяет трем выше названным критериям, то у нее большой потенциал для создания дополнительной доходности. Существует достаточно большой простор для выработки стратегических подходов реализации стратегий диверсификаций (рис. 4.6). При соответствии только одному или двум критериям проведение диверсификации вызывает значительные опасения.
|
|
При концентрации производства создается почва для образования предпринимательских групп, в которых налаживаются имущественные и контрактные отношения между крупными, средними и мелкими структурами управления. В них устанавливаются финансовый контроль и одновременно более льготные условия работы. Это приводит к сокращению издержек производства.
Концентрация значительных инвестиционных ресурсов в настоящее время невозможна (или маловероятна) без кредитных заимствований. В результате постоянно растет зависимость промышленных структур от внешних источников финансирования и рынка ссудных капиталов.
При рыночной экономике совершенствование организационных структур управления в строительной сфере сводится к изменению производственных отношений, обеспечивающих достижение поставленных перед строителями задач, вытекающих из требований рынка. Главные из них: рационализация использования всех ресурсов, концентрация инвестиций, объединение в одну структуру кредитных, производственных и торговых организаций.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Многоуровневые и корпоративные объединения в РФ в основном представлены холдингами и финансово-промышленными группами.
В соответствии с Временным положением «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» от 16 ноября 1992 г. № 1392 холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Основной организационно-правовой формой холдинга является открытое акционерное общество.
|
|
При участии строительных организаций в холдинговых компаниях они приобретают большие возможности получения заказов на выполнение строительно-монтажных работ. Особенно важно, что холдинги успешнее решают проблему концентрации инвестиционных ресурсов.
Под финансово-промышленными группами (ФПГ) понимают достаточно широкий круг интегрированных структур, которые могут иметь разное назначение. Согласно Закону РФ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ, ФПГ могут быть созданы их участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы в порядке приобретения им пакетов акций других участников, а также на основе межправительственных соглашений. Вопросы создания и деятельности ФПГ обязательно согласовываются: Антимонопольным комитетом РФ и контролируются им.
Особенностью управления в ФПГ является обязательность выделения из числа участников центральной компании. Участникам устанавливаются определение льготы:
• передача государственных пакетов акций в доверительное управление;
• зачет задолженностей участников группы;
• предоставление государственных гарантий;
• выдача льготных кредитов;
• предоставление участникам права самостоятельно определять сроки амортизации основных средств;
• право представлять консолидированный баланс.
К сожалению, Россия пока отстает от развитых стран с точки зрения формирования новых рыночных организационных форм, нацеленных на дальнейшее развитие строительного комплекса в рамках информационной экономики.
1.
2.
3.