Особенности проявления процессов кооперирования, комбинирования и диверсификации в строительстве

Развитие специализированного строительного производства вызывает необходимость в координации деятельности организаций — участниц инвестиционного процесса, налаживании между ними тесных производственных связей. Это обеспе­чивается кооперированием организаций в форме производственно-хозяйствен­ного сотрудничества, которое основывается не на принципах подчинения, а на договорных началах. Планируемые производственные связи возникают не толь­ко между подрядной и субподрядными строительными организациями, работаю­щими на площадке, но и между строительными организациями и предприятия­ми, поставляющими материалы, детали и конструкции, между строительными предприятиями и транспортными службами, проектными организациями и т. д. Таким образом, под кооперированием в строительстве понимают организацион­но закрепленные производственные связи между самостоятельными организаци­ями и предприятиями, участвующими в инвестиционном процессе. Уровень кооперирования (Укооп) характеризуется показателем:

Укооп = [(Оос):Оо]*100 (4.10)

Если представить себе строительную организацию как субъект хозяйствования. а не производства, то она (аппарат управления) фактически занята тем, что зара­батывает средства на свое существование и прибыль на свой капитал, вкладывая его непосредственно в свою деятельность и в строительное производство. Отсюда следует, что строительная организация как генподрядчик отдает производствен­ную деятельность на субподряд, оставляя себе общие управленческие функции, не связанные непосредственно со строительными работами. Такое в известной сте­пени условное разделение производства и управления необходимо для правиль­ного понимания системы интересов экономических субъектов в инвестиционном процессе. Для строительной организации становится актуальной задача контроля капитала в сумме с получаемой прибылью по отношению к доходу. Этот показа­тель отражает эффективность ее участия в реализации инвестиционного проекта.

Наиболее высокий уровень кооперации достигается в процессе комбинирования и создании объединений. Комбинирование — это форма организации общественного производства, основанная на технологическом и организационном мнении в рамках одного предприятия различных отраслей, производств (например, промышленность строительных материалов, строительство, транспорт, сна6жение и т. д.). Целью комбинирования в строительстве является наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и повышение эффективности строительного производства.

Уровень комбинирования может быть в общем случае определен:

Укомб=(Окомбо)*100 (4.11)

где Окомб — объем работ, выполняемый организациями комбинированного (ди­версифицированного) типа.

До тех пор, пока строительная организация извлекает прибыль, используютс я возможности этой сферы экономики, нет никакой необходимости проводить диверсификацию. Как только потенциал для роста начинает сокращаться, стра­тегически верным будет либо проведение более агрессивной политики с целью увеличения доли рынка, либо диверсификация в другие сферы деятельности.. Диверсифицированную компанию, в отличие от узкоспециализированной строительной организации, можно рассматривать как набор отдельных видов преднимательской деятельности.

Уровень специализации и диверсификации деятельности строительной орга­низации можно оценивать широтой ассортимента выпускаемой продукции, вы­полнения работ и оказания услуг. Если уровень специализации (Утр) определяет­ся по формуле (4.3), то уровень диверсификации может быть определен как:

Уд=1-Утр (4.12)

Изменение уровней специализации и диверсификации в зависимости от раз­нообразия отдельных видов работ при равных объемах реализации строительной продукции показано на рис. 4.4. Корпоративная стратегия диверсификации — это многоотраслевой стратегический план действий для ряда отличных друг от друга подразделений организации, работающих в разных отраслях.

Для лучшего понимания стратегических возможностей диверсификации недиверсифицированная строительная организация должна сопоставить свои конку­рентные позиции с показателями, характеризующими различные типы рынков. В табл. 4.1 представлены стратегические возможности в порядке убывания их привлекательности.

Таким образом, предпосылками диверсификации являются:

· неравномерное развитие видов экономической деятельности;

· падение нормы прибыли в традиционном производстве;

· развитие научно-технического прогресса.

Мотивы диверсификации можно объединить в следующие группы:

1. Технико-технологические (неполное использование ресурсов, альтернативные варианты использования технологий; строительных материалов, дета­
лей и конструкций; сохранение производственного потенциала и т. д.).

2. Экономические (расширение доли рынка, ресурсосберегающая политика,
экономия на масштабах деятельности и т. д.).

3. Финансовые (финансовая стабильность, распределение рисков).

4. Социальные (сохранение рабочих кадров, создание новых рабочих мест, ин­новационная политика менеджеров и т. д.).

5. Стратегические (приспособление к конъюнктуре рынка, государственный
заказ, страхование будущего строительной организации и т. д.).

Цели диверсификации строительного производства напрямую зависят от фун­кции финансового состояния и возможностей предприятий (рис. 4.5).

Руководители недиверсифицированных строительных организаций могут сделать предварительные оценки того, способно ли то или иное решение по диверси­фикации организации повысить ее доходность, используя следующие критерии:

· критерий привлекательности (перспектива получения хорошей прибыли с вложенных средств, наличие благоприятных условий для конкуренции и рыночной среды, обеспечивающих долгосрочную рентабельность);

· критерий «затраты на вхождение» (затраты на вхождение в новую сферу экономики не должны быть слишком велики, чтобы не нанести ущерб по­тенциалу для получения прибыли);

· критерий дополнительных выгод (новый вид деятельности должен обеспе- -/ чить хорошие конкурентные преимущества в текущих делах строительной организации, что, в свою очередь, приводит к возможному появлению допол­нительной прибыли).

Если деятельность строительной организации по диверсификации удовлетво­ряет трем выше названным критериям, то у нее большой потенциал для создания дополнительной доходности. Существует достаточно большой простор для выра­ботки стратегических подходов реализации стратегий диверсификаций (рис. 4.6). При соответствии только одному или двум критериям проведение диверсифика­ции вызывает значительные опасения.

При концентрации производства создается почва для образования предприни­мательских групп, в которых налаживаются имущественные и контрактные отно­шения между крупными, средними и мелкими структурами управления. В них устанавливаются финансовый контроль и одновременно более льготные условия работы. Это приводит к сокращению издержек производства.

Концентрация значительных инвестиционных ресурсов в настоящее время невозможна (или маловероятна) без кредитных заимствований. В результате постоянно растет зависимость промышленных структур от внешних источников финансирования и рынка ссудных капиталов.

При рыночной экономике совершенствование организационных структур управления в строительной сфере сводится к изменению производственных от­ношений, обеспечивающих достижение поставленных перед строителями задач, вытекающих из требований рынка. Главные из них: рационализация использова­ния всех ресурсов, концентрация инвестиций, объединение в одну структуру кре­дитных, производственных и торговых организаций.

Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Многоуровневые и корпоративные объединения в РФ в основном представле­ны холдингами и финансово-промышленными группами.

В соответствии с Временным положением «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» от 16 ноября 1992 г. № 1392 холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Основной организационно-правовой формой холдинга является открытое акционерное общество.

При участии строительных организаций в холдинговых компаниях они приоб­ретают большие возможности получения заказов на выполнение строительно-монтажных работ. Особенно важно, что холдинги успешнее решают проблему концентрации инвестиционных ресурсов.

Под финансово-промышленными группами (ФПГ) понимают достаточно ши­рокий круг интегрированных структур, которые могут иметь разное назначение. Согласно Закону РФ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ, ФПГ могут быть созданы их участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы в порядке приобретения им пакетов акций других участников, а также на основе межправительственных со­глашений. Вопросы создания и деятельности ФПГ обязательно согласовываются: Антимонопольным комитетом РФ и контролируются им.

Особенностью управления в ФПГ является обязательность выделения из чис­ла участников центральной компании. Участникам устанавливаются определен­ие льготы:

• передача государственных пакетов акций в доверительное управление;

• зачет задолженностей участников группы;

• предоставление государственных гарантий;

• выдача льготных кредитов;

• предоставление участникам права самостоятельно определять сроки амор­тизации основных средств;

• право представлять консолидированный баланс.

К сожалению, Россия пока отстает от развитых стран с точки зрения формиро­вания новых рыночных организационных форм, нацеленных на дальнейшее раз­витие строительного комплекса в рамках информационной экономики.

1.

2.

3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: