Эстетика школы «нового романа»

Модернистское течение, возникшее в 50-е годы. Творчество было встречено молчанием и критикой. Неороманисты принимали идею абсурдности бытия, мир воспринимался как чужое пространство, где человек затерян.

Особенности нового романа:

1) Критика классического романа бальзаковского типа: обвинение в неправдоподобии (истории героя). Считали, что необходимо прорваться к реальности.

2) Отказ новых романистов от жизнеподобия, то есть субъективного повествования, большую роль играет точка зрения. Мир изображается таким, каким его воспринимает герой. Чаще всего события – это мираж, наваждение.

3) Отказ от истории, то есть ослабление фабулы (отсутствие собственной канвы).

4) Первостепенное значение приобретает композиция (компоновка событий, которые раскрываются через восприятие, переживания героев).

5) Роман становится пространством текста. Каждый романист выстраивает текст. Текст подчинён ритму.

6) Действует принцип ассоциации. Используются метафоры, чтобы скрепить текст.

7) Персонаж (герой) не имеет биографии. Нет имени. Нет описания внешности, нет связи персонажа с социальной средой.

8) Неороманистов интересует сознание человека. Персонаж воспринимает мир. Характер не изображен, показаны коллективные типовые реакции.

9) Читатели ожидают от романа совсем другое. Писатель рассчитывает на активное читательское восприятие. Читатель должен быть соавтором. Он должен сам выстроить историю героя.

10) Время настоящее. События происходят сейчас и всегда. Время остановлено.

11) Пространство в новом романе – это чужое и враждебное пространство. Это «тюрьма-убежище».

12) Неороманисты использовали повествовательные приемы жанров массовой литературы: любовный и детективный роман.

13) Обращались к другим искусствам: музыке и кино.

Возникает такое явление как шозизм – школа взгляда (от фр. Шозе – вещь). Это описательность, где большое внимание уделено описанию вещей.

К этому стилю относится Ален Роб-Грийе (1922-2008). Никакого события в романе не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом.

Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе» (принцип кинокамеры). Горд построен по принципу лабиринта.

От «вещизма» Роб-Грийе перешёл к «игровым» текстам, использующим мифологемы массовой культуры, архетипы подсознания. В романах Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное начало — писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы, порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К этому периоду относятся роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» (1970), роман «Топология города-призрака» (1975). Так, в «Проекте революции в Нью-Йорке» с нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто её мучители. Серийность приобретает ключевое положение в поэтике Роб-Грийе («след» повторяется).

Роб-Грийе считал, что роман начинается с начала его сочинения.

Критика 80-х годов не была готова встретить новый роман. Критика навязывала герою биографию, которой у него нет.

Главная проблема – отношения героя и абсурдного мира.

Натали Саррот (1900-1999) – французская писательница, родоначальница «антиромана».

Признание писательница получила только после публикации её романов «Портрет неизвестного», «Мартеро», «Планетарий» и «Между жизнью и смертью». Все творчество Саррот построено на описании психических реакций. В центре внимания её романов подсознательные всплески эмоций, душевные порывы, тончайшие оттенки человеческих чувств.

Стиль Натали Саррот уникален. Её произведения невозможно подделать, так же как и заимствовать элементы её произведений так, чтобы они остались неузнанными. Французские критики назвали творчество Саррот «литературной константой века». Её произведения невозможно классифицировать или подогнать под какие-либо рамки, они не поддаются четкому структурированию. По первым произведениям Натали Саррот относили к «новому роману», считая это направление наиболее полно отражающим суть творчества автора. Позже её творчество отнесли к классике французской литературы XX века, её даже номинировали на Нобелевскую премию, лишь в самый последний момент решив отдать премию более политизированному произведению.

Мишель Мари Франсуа Бютор (1926 – н. вр.).

Журналисты и критики ассоциируют его произведения с новым романом, но сам Бютор всегда отрицал свою принадлежность к этому течению.

Автор нескольких поэтических книг, сборников эссе, многие из которых посвящены художникам.

М. Бютор показывает всё, что оказывается в поле зрения героя. А главный принцип повествовательной стратегии – движение текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: