Фигуры пилотажа
Взлет
После получения разрешения на взлет вывести двигатели на максимал и отпустить тормоза. Внимание распределять на темп роста скорости, контроль работы двигателей на слух, определения момента подъема колеса одиночного шасси, сохранение направления на разбеге. На скорости 100-150 км/ч поднять колесо, создать взлетный угол атаки 7 гр., и зафиксировать его незначительным движением ручки от себя.
Далее внимание распределять на сохранение взлетного угла 7 гр., определение момента отрыва, сохранение направления взлета. Разбег самолета с поднятым колесом непродолжителен, отрыв происходит на скорости 180-250км/ч.. После отрыва задержать ручку, перевести взгляд влево на 25-30 гр. и на 30 м вперед. Внимание распределять на плавность набора высоты, контроль работы двигателя на слух. На высоте 30 м убрать шасси, с ростом скорости незначительно отдавать РУС от себя для сохранения угла тангажа 7-15 гр. На этом режиме продолжать набор высоты.
*В авиации различают тангаж с увеличением угла (подъём носа) — кабрирование, и с уменьшением угла (опускание носа) — пикирование; вызывается отклонением руля высоты.
Вираж
В авиации вираж — это фигура простого пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной. Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол 360 гр., называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся; установившийся вираж без скольжения — правильным. Предельным называется вираж, для выполнения которого на заданной высоте при максимальном крене и максимальной эксплуатационной перегрузке использована вся мощность двигательной установки летательного аппарата. Время выполнения виража и его радиус — основные характеристики маневренных возможностей самолёта в горизонтальной плоскости.
Горизонтальная восьмёрка представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого без потери и без набора высоты.
Восьмёрка выполняется также как и вираж. При выполнении правого виража двигатель должен работать на более низких оборотах, чем при выполнении левого виража. В конечном итоге это зависит от конструкции самолёта и соответственно от направления вращения винтомоторной группы.
Бреющий полет
Бреющий полёт полёт самолёта на высоте, предельно малой (5-50 м), но обеспечивающей безопасность от столкновения с местными предметами и возможность своевременного маневрирования при встрече с препятствиями. Применяется в целях замаскированного полета.
Климб
набор высоты rate of climb