Свободные экономические зоны

История развития СЭЗ в мире

Первая документально известная "свободная зона" была провозглашена в 166 г. до н. э. властями греческого государства в целях содействия торговле на острове Делос.

Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Остров Делос стал первой "- зоной свободной торговли" и на протяжении почти столетия играл заметную роль в торговле между Западом и Востоком в качестве посредника.

Несмотря на это, началом

первого этапа в развитии свободных экономических зон следует считать середину XIV века, когда в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами.

В целях противостояния жесткому таможенному режиму, сложности таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы "порто-франко".

Территория "порто-франко" отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей.

Движение товаров между "порто-франко" и зарубежными государствами было свободным, т.е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим.

В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места.

На смену "порто-франко" приходят "свободные гавани" или "свободные порты".

В отличие от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потребление ими товаров, не оплаченных пошлиной.

При ввозе товаров из "свободных портов" внутрь страны, таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус "свободных портов" получают Гамбург, старые Ганзейские города - Любек и Данциг, такие известные порты, как Генуя и Марсель, а также российские - Одесса, Владивосток, Батуми.

Этот вид зон свободного предпринимательства (ЗСП) не утратил своей актуальности и по сей день. В настоящее время, по некоторым данным, в мире действует более 400 небольших "свободных портов", служащих для транзита, складирования товаров и торговли.

Для конца XIX в. и начала XX в. характерны существенные открытия в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим углубляется международное разделение труда, растет вывоз капитала. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и другие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии свободных экономических зон.

На втором этапе в поисках средств вывода из экономического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования "свободных портов". Основателями новой концепции свободных экономических зон были англичане

П. Халл и Г. Хаув, а также американец С. Бутлер.

Особенность разработанной ими концепции заключалась в том, что в этих зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот, сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов, разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством, например, возможность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др. Такие меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности.

Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство, основываются специальные производства.

Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечило занятость населения и увеличение прибыли. Впоследствии на их основе возникают "свободные экспортно-производственные зоны", предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт.

Третий этап в развитии ЗСП начинается во второй половине XX века, характеризующейся очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы.

На этом этапе широкое распространение получили "свободные экспортно- производственные зоны", но с новым характером их организации и функционирования.

Начало этому этапу положила Ирландия, создавшая такую зону в районе аэропорта Шеннон в 1959 году на основе использования национального научно-технического потенциала.

С тех пор новый тип "свободных экспортно- производственных зон" добился весьма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах.

Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использования льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортно- ориентированных производств, привлекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и иностранные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: