СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Методологические принципы специальной педагогики.
Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу[1].
Отечественная наука и специальная педагогика в том числе базируется на диалектических принципах, при этом психика рассматривается как продукт деятельности мозга, т.е. признается первичность материи и вторичность сознания.
Основные методологические принципы специальной педагогики следующие:
1. Принцип детерминизма (всеобщей причинной обусловленности явлений). Любые отклонения в развитии обусловлены либо органическим поражением центральной нервной системы, либо ее функциональной незрелостью. Некоторые отклонения могут быть обусловлены социальными причинами.
2. Принцип единства сознания, личности и деятельности. Полноценной личностью человек не рождается, а становиться таковой на определенном этапе развития, когда у него формируется определенный уровень сознания, и он становится способным к осознанной целенаправленной деятельности.
|
|
3. Принцип развития. Психика постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, оценка уровня его актуального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз относительно дальнейшего развития ребенка и правильно выбрать методы и содержание коррекционной работы.
Теоретические основы специальной педагогики.
Теоретические основы специальной педагогики включают в себя знания из различных областей науки:
- сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова;
- труды нейрофизиологов и нейропсихологические труды – положение А.Р. Лурии «о динамической локализации нарушений в коре головного мозга»– теория о 3-х блоках мозга;
- психологические труды Л.С. Выготского, его учеников и последователей;
- труды клиницистов Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др.;
- теория психического дизонтогенеза В.В. Лебединского;
- труды отечественных ученых дефектологов – Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Т.А. Власовой, Е.Ю. Рау и др.;
- психолого-редагогические труды современных ученых – В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, У.В.Ульенковой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой и др.;
Т.М. Лифановой, В.М. Мозгового, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, В.В.Ткачевой, Н.Ю.Боряковой и др.
Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для