В моделях бюрократии, разрабатывавшихся У. Нисканеном, бюрократия рассматривалась как монопольный продавец услуг, обладающий конфиденциальной информацией об их стоимости11, в функции которого входит снижение прибыли в соответствии с разработанными нормами и определение бюджетов организаций в соответствии с приносимой ими пользой на основе неукоснительного выполнения решений, принимаемых органами законодательной власти (Niskanen, 1971). К каждому из этих положений следует подходить достаточно гибко, принимая во внимание вывод Нисканена о том, что по мере своего развития бюрократия приспосабливается к демократическим изменениям. Продолжая исследование органов законодательной власти, Г. Миллер и Т. Мо уделили пристальное внимание роли информации в процессе ведения переговоров (Miller, Мое, 1983). Эта работа подвела исследователей к вопросу о том, кто играет «доминирующую» роль — законодатели или бюрократия. Такая постановка вопроса оказалась слишком прямолинейной, что не позволило выяснить, в каком соотношении находятся затраты и выгоды на самом деле в ситуации, при которой неизбежны некоторые расхождения между поставленными целями и их воплощением в жизнь. Тем не менее, решения институционального характера оказывают определенное влияние на степень и распространенность этих расхождений, причем направленность са-
|
|
11 Неодинаковый доступ к информации, позволяющий моделировать отношения «законодатель—бюрократ» по типу отношений «начальник— подчиненный», дает возможность рассматривать их с точки зрения операционно-затратного подхода. Б. Вейнгаст применяет эти модели к исследованию отношений между законодателем и бюрократом (Weingast, 1984).
мих этих решений в немалой степени зависит от представлений о том, как они будут реализовываться соответствующими исполнителями. Поскольку в некоторых странах как государственные, так и частные предприятия решают во многом сходные задачи, определяемые теми функциями, которые на них возлагают заказчики, очевидно, что при принятии такого рода решений существует выбор, делая который, заказчики руководствуются такими же принципами, как те, о которых было сказано выше.