«Профессиональная компетентность педагога» (2 часа)
Цель – раскрыть сущность компетентностного подхода в профессиональном становлении педагога.
Вопросы для обсуждения:
1.Карта личности будущего учителя – профессиограмма.
2. Понятие о профессиональной компетентности учителя и ее структура.
3.Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
Задания:
1. Раскрыть значение слов:
уникальный - (неповторимый, особенный)
коммуникативность - (умение общаться)
феномен - (исключительное явление)
авторитет - (общепринятое значение, влияние).
2. Подготовиться сообщение на тему:
«Проблемы современного образования учителя».
«Что значит быть современным учителем?»
3. Фундаментальные качества личности учителя, обоснуйте каждое из них:
а) гражданская ответственность;
б) педагогическая целенаправленность;
в) вера в возможность творческого развития детей, оптимизм;
г) гуманизм.
4. Какие еще качества важно развить в себе учителю? Насколько ему необходимы справедливость, уравновешенность, терпеливость, сдержанность?
5. Ответьте на вопросы:
а) могут ли личные и профессиональные качества учителя войти в противоречие?
б) как Вы относитесь к учителю, который в сложный педагогической ситуации руководствуется не профессиональными, а чисто человеческими чувствами? (В. Распутин «Уроки французского»).
6. Изучите карту личности будущего учителя. Раскройте смысл каждого качества:
I. Общепедагогические качества личности:
1. Верность научно-педагогическим взглядам на роль наследственности и среды, воспитания и активности самого воспитанника, формирования его личности.
2. Понимание причины и движущих сил развитие личности.
3. Состояние социальной направленности личности.
4. Социально и профессионально значимые свойства личности:
а) гражданственность; д.) справедливость;
б) любовь к детям (гуманизм); е.) доброжелательность;'
в) оптимизм; ж) общительность 5
г) любовь к своей профессии; з) требовательность к себе и детям;
II. Профессиональные качества:
1. Теоретическая и методическая подготовленность к специальности.
2. Психолого-педагогическая, теоретическая и практическая подготовленность к работе.
3. Развитие педагогических способностей:
а) коммуникативных;
6) перцептивных;
в) эмоциональной устойчивости;
г) конструктивных;
д) дидактических;
е) организаторских;
ж) познавательных;
э) экспрессивно-речевых;
и) креативных (способность к творчеству).
III. Индивидуальные педагогические качества;
1) педагогическая направленность психологических процессов;
2) развитие педагогического мышления и памяти;
3) эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
4) развитость воли;
5) культура темперамента;
6) рефлексия.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность понятия «компетентность».
2. Понятие компетентности в деятельность педагога.
3. Каковы пути формирования компетентности педагога в процессе вузовского обучения?