Формирование цен в условиях рыночной экономики

Цена – это количество денег (или др товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Цена это главный ориентир поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товара, какие будут доходы, куда будут направлены капиталы. В рыночной экономике при установление цен учитывается сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы разных субъектов хозяйствования. Ценовые факторы – на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смешению кривых спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы. Мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы и.т.д. На предложение влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и др. прогнозы продавцов. Под воздействием этих факторов происходит изменение кривой спроса и предложения, вызывающая изменение цен. Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены, которые отражают интересы продавцов и покупателей. Эластичность тоже является ценовым фактором. Показатель эластичности характеризует чувственность потребителей к изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности ЭС определяют по формуле ЭС = % изменение объема продаж / % изменение цен.

Цена зависит от характера рынка. Такой механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции, но для России свойственна модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий. Жестко устанавливая объем выпуска и продаж диктуя цены товаров. Государственное регулирование цен - методы цен могут быть прямые (фиксирование цен, замораживание, установление предельного уровня цен. Таксация – правительство само устанавливает и изменяет ценф, исходя из рыночной ситуации) и косвенные (эмиссионная политика, фискальная политика (налоги, дотации), госзаказы, нормирование затрат, заключаемых в цену и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и.т.д.)). Влияют также участники каналов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли, установлению большего контроля над ценами, а также множество др. факторов экономических, психологических, социальных. Экономические факторы ценообразования. Факторами снижения цен: рост производства, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов. Развитие прямых связей, факторы роста цен: спад производства, монополизм предприятия, увеличение массы денег в обращении, увеличение зарплаты, нестабильность экономической ситуации, низкая эффективность использования капитала, ажиотажный спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: