Содержание. Глава первая — Время, место и обстоятельства 3


Глава первая — Время, место и обстоятельства 3

Нужно действовать согласно времени, месту и обстоятельствам 3

Место месту рознь 4

Попавшему в собачье тело приходится гавкать 45

Классификация поля деятельности 59

Глава вторая — Внутреннее поле деятельности 62

Пять форм существования грубой материи и пять первоэлементов 62

Ложное эго 79

Материальный разум 115

Гуны материальной природы влияют на внутреннее поле деятельности 138

Десять видов чувств 149

Ум 168

Место указывает на то, чем мы должны заниматься. 187

Глава третья — Внешнее поле деятельности 199

Повторим классификацию 199

Пять видов объектов, воспринимаемых чувствами. 207

Счастье 223

Горе 263

Совокупность всех материальных элементов 282

Признаки жизни 298

Убежденность 316

Беседа о месте, в котором мы живем 339


Глава первая

Нужно действовать согласно времени, месту и обстоятельствам

Многие воспринимают это утверждение так: неплохо было бы делать всё в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. Однако подобное утверждение следует трактовать гораздо глубже и шире: такая в нем заложена мудрость. Мы не просто должны помнить о факторах времени, места и обстоятельств, а обязаны действовать в соответствии с ними в любых жизненных ситуациях. Эти факторы связаны с непреклонными законами нашего существования, поэтому, не уделяя им должного внимания, мы неминуемо будем страдать.

В соответствующем разделе мы уже обсуждали фактор времени. Поскольку он представляет самую большую силу, действующую в этом мире, время следует учитывать в первую очередь. Только милость Бога превосходит его по силе и в полной степени защищает живые существа, предавшиеся Богу.

Милость Бога — это не материальная, а духовная сила, и она не подчиняется никаким материальным законам. Её заслуживают только святые, которые с любовью и преданностью, оставив все свои личные интересы, служат Богу и всем живым существам. Все остальные люди, хотя и могут неожиданно для себя удостоиться милости Бога, чаще всего находятся вне сферы её влияния. Другими словами, те, кто отвернулся от Бога и не желает обращаться к Нему,

пребывают под полным контролем законов времени, действующих в материальном мире.

Вторая по силе энергия, влияющая на жизнь всего мироздания, заключена в гунах материальной природы. Именно гуны определяют то место, в котором нам предстоит жить. Место — это второй по важности фактор, который мы должны учитывать. Первым же является время. Теперь остановимся подробнее на вопросе, что же такое «место, предназначенное для нашей жизни».

Место месту рознь

В одном на нас смотрят как на человека, а в другом, возможно, посмотрят как на дикобраза

Оказывается, каждая планета в нашей вселенной и даже каждая точка пространства имеет свой определённый характер и предназначена для тех живых существ, которым присущ соответствующий этому месту вкус к счастью. Это означает, что живое существо, которое попадает в данную точку вселенной, имеет определённый вкус к счастью, а также и определённый характер.

Своё место обитания мы меняем не сразу. Живые существа, привлечённые каким-то определенным типом жизни (вкусом счастья), сначала, шаг за шагом, приближаются к этой точке вселенной в своём разуме. Возможно, жизнь, которая нас привлекает, протекает в одном месте вселенной, а мы находимся в другом. Тем не менее, несмотря на то, что мы живем далеко от желаемого места, наш разум устремляется туда подсознательно. Это оказывается возможным потому, что тонкий по своей природе разум способен воспринимать вкус нового счастья даже на очень большом расстоянии.

Читатель: Неужели возможно такое перетекание сознания из одного места вселенной в другое?

Автор: Да, приобретая определенный вкус к счастью, мы своим разумом контактируем с той или иной областью вселенной. Однако всё это происходит неосознанно. Этот контакт поддерживается теми гунами, которые отвечают за это место вселенной. Мы воспринимаем подобный контакт как сильное стремление жить определенным образом: так, как живут в этой области вселенной. Сильное ощущение такого подсознательного контакта называется верой, а очень сильная связь — убежденностью.

Читатель: Неужели наш разум может быть связан с каким-то другим местом вселенной, находящимся на таком большом расстоянии?

Автор: Материальный разум имеет тонкую природу и способен на подобные перемещения. Мы поговорим об этом в соответствующем разделе. Но самое удивительное заключается в том, что чистый, безгрешный разум души, неоскверненный ложным эго, вообще постоянно связан не с материальным, а с духовным миром, так как имеет духовную природу. Этим духовный разум, присущий чистой душе, отличается от материального разума, который покрыт эгоизмом.

Читатель: Я хочу связать свой разум с духовным миром и перетечь своим сознанием туда. Что мне для этого нужно сделать?

Автор: Для этого сначала нужно очистить разум от эгоизма. Это не так-то просто, как может показаться с первого взгляда. Тем не менее, Вы быстро сориентировались в ситуации. Веды утверждают, что подобные желания являются проявлением высшей разумности и возникают только у

людей с достаточно чистым сознанием. В большинстве же своём люди ставят перед своим разумом очень незначительные цели и поэтому ведут мелкую жизнь.

Читатель: Как же перестать быть мелководной рыбой и начать жить по-крупному?

Автор: Единственный реальный в наше время способ связать свой разум с духовным миром состоит в том, чтобы повторять Имена Бога, которые имеют абсолютно духовную природу, несмотря на то, что возникают от вибрации материальных голосовых связок. Святые Имена Бога являются ключом в духовный мир и, почувствовав сладкий вкус их повторения, человек начинает своим чистым разумом контактировать с духовной реальностью.

Автор: Я не имею никакого вкуса к повторению Святых Имен и совсем не понимаю, как это они состоят из духовных вибраций. Поэтому мне бы хотелось узнать, какие ещё существуют способы контактировать с духовным миром?

Автор: Есть ещё один способ — это смиренное слушание Имен Бога, произносимых святым человеком. Тот, кто правильно слушает Святые Имена, быстро очищает своё сознание от грехов.

Читатель: У вас всё постоянно сводится к Святым Именам. Ну хорошо, а как я узнаю, что у меня получается правильно слушать их?

Автор: Очень просто: если Вы будете правильно слушать Имена Бога, то почувствуете их сладкий вкус и сразу же захотите их повторять.

Читатель: Извините, но я не могу заниматься тем, чего не понимаю, поэтому пока подобная деятельность меня что-то не привлекает. Однако всё же мне хочется связаться своим сознанием именно с духовным миром. Что же мне делать?

Автор: То же самое, что и ребенку, который хочет полетать на настоящем самолете, но папа почему-то ему не разрешает.

Читатель: Мне папа разрешает, но мне самому, по доброй воле, не хочется повторять Святые Имена.

Автор: Если бы Вы знали сладость их повторения, то ваша добрая воля повернулась бы к ним лицом. Веды утверждают, что человек не может почувствовать сладость духовного вкуса, если его изначально чистый разум осквернён грехами. Поэтому именно то, что на санскрите звучит как «папа» (грех), и не разрешает Вам повторять их.

Читатель: Я не могу понять этих прибауток, в которых Вы почему-то произносите по-санскритски слово «папа» и сравниваете его с оскверненным грехами разумом, неспособным понять вкус Имен Бога. Что значит это санскритское слово «папа»?

Автор: Вы правы, это не тот папа, о котором Вы сейчас думаете. Слово «папа» переводится с санскрита как грех, поэтому я и говорю, что ваши грехи, оскверняя разум, закрывают вечно присутствующий в нем вкус к Именам Бога. Так «папа» не пускает вас заниматься духовной практикой. Таким образом, Вам остается делать то же самое, что и ребенку — просто плакать.

Читатель: У вас везде одни шуточки. Но что толку тут плакать; слезами горю не поможешь.

Автор: Веды утверждают, что как раз слезами-то и поможешь. Если человек начинает плакать, желая избавиться от отсутствия вкуса к повторению Святых Имен Бога, тогда этот вкус постепенно проявится в его сердце.

Читатель: Неужели это так просто?

Автор: Всё не так просто: слезы должны быть искренними, а не фальшивыми. Именно такие искренние слёзы и являются признаком очень сильного желания. Как мы уже говорили, воздействовать на ход событий прямо сейчас можно только в том случае, если наше настоящее желание настолько искренне, что воздействует на наш разум сильнее всех предыдущих греховных желаний.

Читатель: Пока мне что-то не плачется, да и вряд ли захочется в будущем.

Автор: Сильная необходимость рождает сильное желание.

Читатель: А у меня нет такой уж сильной необходимости, да и вряд ли появится.

Автор: Как сказать, как сказать... Вольтер по этому поводу как-то изрёк: «Счастье есть лишь мечта, а горе приходит в наш дом реально». Я думаю, что горе лучше знает обо всех наших потребностях.

Читатель: Причем тут горе? Если не можешь что-то понять, то даже пришедшие страдания не помогут.

Автор: На это есть ещё одна пословица: «Трудное — это то, что может быть сделано немедленно, невозможное — то, что потребует немного больше времени».

Читатель: И сколько же мне потребуется времени, чтобы понять духовную энергию?

Автор: Вы и сейчас в какой-то степени её понимаете. Но признаться себе в том, что понимаешь духовную энергию, даже сложнее чем понять её. Мы с Вами немного отвлеклись, и нам пора вернуться к теме нашей беседы.

Читатель: Вы настоящий «интриган: сначала скажете что-то интересное, а затем сразу «давайте вернёмся к теме нашей беседы». Ну, хорошо, у меня есть вопрос по теме. Если каждая точка вселенной имеет свой собственный характер, то все мои перемещения в этом мире показывают, что мой вкус к счастью, их вызвавший, также имеет неустойчивую природу и постоянно меняется?

Автор: Вы попали в точку.

Читатель: Получается, что если я полечу на самолете, то, прилетев через несколько часов на другой край земли, я сразу обрету другой вкус к счастью, который сильно поменяет мой характер?

Автор: Очень сильных перемен не произойдёт. Характер будет практически всё тот же. Чтобы произошли сильные перемены, Вам нужно прилететь не на другой край земли, а на другой край вселенной.

Читатель: Чем же эти перемены вызваны?

Автор: По закону судьбы Вам придётся контактировать своим умом со вкусом счастья той точки пространства, в которую Вы прилетите. В результате вашего восприятия окружающего пространства сначала у вас поменяется настроение, а затем постепенно могут произойти некоторые

изменения в характере и, возможно, даже в отношении к жизни.

Читатель: А как я буду с этой новой точкой пространства контактировать?

Автор: Как обычно: своими пятью чувствами и умом.

Читатель: А через какие внешние объекты мои чувства и ум начнут перенимать новый вкус к счастью?

Автор: Через людей, точнее через живые существа той местности, через законы той страны, природу, климат, условия жизни и т.д. Другими словами, на вас будет воздействовать всё, с чем придётся столкнуться. Все окружающие объекты будут там иметь вкус к счастью, созданный схожими гунами материальной природы и характерный именно для той местности. В результате длительного контакта с гунами какой-то определенной местности в сознании постепенно начнут происходить перемены.

Читатель: Но я хотел бы не согласиться с Вами по этому поводу. Я не чувствую в себе каких-либо глобальных перемен даже при перемещении на большие расстояния.

Автор: Это потому, что на большие расстояния Вы ещё не перемещались. Все ваши перемещения происходят в пределах земли, которая по ведическим представлениям занимает очень маленький участок пространства в нашей необъятной вселенной. Поэтому все перемены, происходящие в вашем сознании, не имеют сильно выраженного характера. Однако, если вдруг по законам свой судьбы Вы попадёте на другую планету, то ваш характер настолько трансформируется, что вы, возможно, сами себя не узнаете.

Читатель: Хорошо, тогда что конкретно я почувствую, если перемещусь на другую планету?

Автор: Вы почувствуете, что ваше восприятие жизни полностью поменялось, как впрочем и все ощущения тела. Вы будете чувствовать себя там примерно так же, как те, кто живёт на этой планете.

Читатель: Что Вы имеете в виду, говоря, что поменяются все ощущения моего тела?

Автор: Я имею в виду, что на другой планете у вас будет уже другое тело, предназначенное для счастья и страданий, которые доставляет жизнь на этой планете.

Читатель: Так, интересно, я полечу на другую планету человеком, а, попав туда, моё тело изменится. Значит, я ступлю на её поверхность каким-нибудь коалой? И там меня будут окружать тоже коалы?

Автор: Всё будет происходить немного не так, как Вы говорите. Мы не можем в своём земном теле почувствовать в полной степени вкус счастья, который существует на других планетах. Наше земное тело предназначено только для восприятия земных объектов. Живые существа на других планетах живут в других условиях и, возможно, совсем в других измерениях. Поэтому и диапазон деятельности их чувств сильно отличается от нашего. Даже в разных точках земли люди имеют разные вкусы. Например, если Вы попробуете индийскую кухню, то в отличие от индуса других вкусов, кроме перца, Вы в ней не найдете.

Для перемещения на другую планету нет необходимости трансформировать существующее у нас тело. Есть другая более естественная возможность отведать вкус счастья, который привлекает живые существа на другой планете. Идя на поводу у вашего сравнения, я могу продолжить: если Вы всю свою жизнь будете действовать, как коала, и, предаваясь лени, постоянно ползать по своей кровати или же просто мечтать об этом, то именно эти желания в даль

нейшем сбудутся. В результате в следующей жизни Вы получите тело коалы и станете ползать по дереву вместе с другими коалами. Так, естественным образом, без каких- либо болезненных трансформаций тела, исполнятся ваши мечты.

Читатель: А на какую планету я в этом случае попаду?

Автор: На какую точно, я сказать не могу, но знаю, что там будут жить такие же коалы; не исключено, что это будет наша планета.

Читатель: А что с нами, коалами, станет дальше?

Автор: У каждого из вас будет своя особая судьба. Например, если кому-то из коал захочется дикобразовых наслаждений, то и это желание в полной мере осуществится, но уже в следующей жизни. Причём, родившись в следующей жизни на нашей или на какой-то другой планете, они будут жить в обществе таких же дикобразов.

Читатель: Ну спасибо Вам за описание всех моих перспектив. Кстати, ваши рассуждения не совсем логичны. Вы говорили, что наши поступки и желания определяют пере-

мену места, в котором нам предстоит жить, и изменяют наш характер, но получается, что и мы сами тоже меняемся?

Автор: Нет, мы не меняемся. Мы всегда в любом месте остаёмся теми же самыми.

Читатель: Прекратите морочить мне голову. Вы только что сказали,

что я превращусь в дикобраза, а теперь утверждаете, что среди дикобразов и коал я буду продолжать оставаться человеком.

Автор: В этот раз я не шучу. Просто мы с Вами по-разному понимаем себя и место, в котором живем. Как правило, под словом место понимают определенную территорию, окружающую нас. Однако это понятие гораздо шире и глубже. Наше тело — это тоже место, в котором мы живём. Ведь мы — души, и душа живёт в теле. Конечно, место, которое мы получаем для жизни, включает в себя не только тело, которое мы обретаем, но и место на планете, где это тело находится.

Читатель: Значит, помимо внешнего пространства, местом для жизни является также и внутреннее пространство?

Автор: Да, по отношению к тонкому телу, но не по отношению к душе. Душа духовна и не занимает никакого материального пространства. Однако, стремясь к материальному счастью, душа получает возможность контактировать своими чувствами, которые к тому времени уже осквернены материальными желаниями, с материальной природой.

Так, для удовлетворения своих чувств (слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния) душа получает возможность пользоваться материальным телом со всеми его органами чувств. Благодаря материальному телу душа может удовлетворять свои материальные желания. Воспринимая мир через призму материального тела, душа начинает отождествлять себя с телом. Не умеющая бездействовать, она начинает учиться жить в материальном мире.

Читатель: А зачем духовной душе нужен этот контакт с материальным миром?

Автор: В духовном мире все служат Богу и друг другу, там нет места корысти и желания жить только для себя. Имея духовную природу слуги, душа в духовном мире, бескорыстном по своей природе, не может удовлетворить желание пожить для себя, если оно у неё возникнет.. Поэтому душа, испытавшая это желание, отправляется туда, где подобная корыстная жизнь становится возможной. Так душа попадает в материальный мир. Взаимодействуя своими материальными чувствами с материальными объектами, душа, оскверненная корыстными желаниями, пытается извлечь счастье. Однако она, бесконечная по своей природе, никогда не будет удовлетворена ограниченными возможностями материального мира. Поэтому рано или поздно оскверненная эгоизмом душа отказывается от корысти и принимает решение вернуться в духовный мир, чтобы заняться там служением Богу.

Читатель: Про духовный мир пока мне совсем ничего не понятно. Поэтому объясните, пожалуйста, какая зависимость между телом и территорией, на которой живет данная личность?

Автор: И тело, и местность (например, планета), где живет данное тело, созданы одними и теми же гунами материальной природы. Поэтому тело и местность соответствуют друг другу. По закону кармы душа получает возможность наслаждаться не только своим телом, но и местностью, где она обитает. Однако помимо наслаждений душа испытывает также страдания и от тела, и от данной местности (планеты, на которой она живет).

Таким образом, вместе с положенным по карме телом мы одновременно получаем и объекты наших желаний (внешние материальные объекты восприятия наших чувств), к которым стремились в прошлых жизнях.

Читатель: А почему, не поменяв человеческое тело на «коалье», я не смогу радоваться жизни так же, как коалы, живущие на этой планете?

Автор: Потому что вкус к «коальему» счастью в полной степени можно ощутить только в «коальем» теле. В полной степени наслаждаться так, как наслаждаются коалы, можно лишь оказавшись в теле коалы.

Читатель: А можно ли мне прямо сейчас своими материальными чувствами контактировать с духовными объектами, или для этого нужно материальное тело поменять на духовное?

Автор: Для контакта с духовными объектами мы должны сначала очистить свои чувства от материи. Это, кстати сказать, в какой-то степени можно сделать, не покидая материального тела. Что касается той ситуации, в которой мы находимся сейчас, то объекты наших спонтанных желаний имеют материальную природу, поскольку мы стремились к материальному счастью. Поэтому чувства и тело постоянно будут навязывать нам контакт не с духовными, а с материальными объектами. Это подтверждается в «Бхагавад- гите», 15.8-9:

«В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из одного тела в другое так же, как воздух переносит запахи. Так, получив одно материальное тело, оно оставляет его, чтобы за.тем получить другое».

«Войдя в новое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и орган осязания. Центром всех этих органов чувств является ум. Так (воплотившись в новом теле) оно получает возможность наслаждаться соответствующими объектами чувств (которые находятся на той планете, где живое существо живет)».

Таким образом, понятие «место», или «место для жизни», следует рассматривать более детально, ведь именно оно указывает на желания наших прошлых жизней.

Читатель: А как определить, какие у меня были желания в прошлом?

Автор: Какой тип тела мы получили, для чего это тело предназначено — таковы и были наши прошлые желания. Однако не все прошлые желания реализовались в теперешнем теле. Некоторые из них до сих пор сидят в глубине ума и от них зависит, какой тип тела мы получим в следующих жизнях.

Читатель: Я хочу научиться определять тип будущего тела, поэтому объясните, где находятся эти желания, указывающие на тип моего будущего тела?

Автор: Для того чтобы понять желания человека, нужно сначала научиться видеть его тонкое тело, что далеко не просто. Поэтому пока постарайтесь понять всё хотя бы теоретически. Желания находятся в глубине ума и до поры, до времени не видны, а потому недоступны. Те же желания, которые уже проявлены, отражаются в наших взглядах, интересах, образе жизни, мимике лица и привычках. По этим признакам можно научиться диагностировать желания человека. Больше того, все проявления деятельности разума, ума и чувств характеризуют наши прошлые желания. Все эти желания в совокупности — прошлые, настоящие и будущие — участвуют в формировании нового тела. Поэтому понять прямо сейчас, в каком теле родится та или иная личность, достаточно сложно. Но разумный, наблюдательный человек тем не менее может ориентировочно определить, кто какой тип тела получит в следующей жизни.

Читатель: Здорово, теперь, получив от вас это знание, я смогу, немного потренировавшись, заняться хорошим бизнесом: рассказывать всем об их будущих жизнях.

Автор: Не торопитесь на основе моих рассуждений делать выводы о том, кто кем родится в следующей жизни или кто кем рождался в прошлой. Подобное знание доступно не всем. Об этом говорится в «Бхагавад-гите», (15.10):

«Недостаточно разумный человек не может понять, каким образом живое существо оставляет материальное тело и каким телом, находясь под влиянием трех гун материальной природы, он будет наслаждаться в следующей жизни. Но тот, кто обрёл знание, и чьи глаза открыты (высшим духовным знанием), ясно видит всё это».

Так что только святые люди, чьим глазам открыта истина, способны увидеть прошлые и будущие жизни других людей. Такое видение не зависит от тренировок или же новых, более совершенных методик, оно определяется чистотой ума и разума, другими словами, безгрешностью святого.

Если же кто-то скажет, что помнит ваши прошлые жизни, то Вы легко сможете проверить, говорит ли он правду. Дело в том, что память о прошлых жизнях гораздо менее доступна, чем воспоминания о прошедших событиях этой жизни. Поэтому попросите этого человека подробно описать, чем Вы занимались, например, три дня назад или пять лет назад. Если он сможет это сделать, тогда, возможно, он и действительно видит что-то из вашей прошлой жизни. В дополнение ко всему сказанному следует заметить, что святые люди подобного ранга настолько смиренны, что

никогда не станут выставлять напоказ свои способности и тем более рекламировать их с целью наживы.

Читатель: Эх, жалко, мне всегда так хотелось стать необычным человеком, например, предсказывать людям судьбу. Представляете, как все стали бы уважительно относиться ко мне?

Автор: Да, в их глазах Вы стали бы почти Богом.

Читатель: Теперь, после Ваших слов, мне понятно, что не стану.

Автор: Нет, почему же, если хочется надуть мыльный пузырь больших размеров, то рано или поздно, после многих попыток это всё же удаётся сделать. Главное, чтобы затем он не лопнул.

Читатель: Вам бы только смеяться. Что за характер! Лучше расскажите что-нибудь ещё интересное по этой теме.

Автор: Гуны материальной природы в зависимости от наших прошлых поступков и желаний определяют наше место в следующей жизни. Так мы рождаемся и живём в том или ином теле. Это наше место. В зависимости от места мы и действовать будем определённым образом. Например, если мы будем находиться в теле птицы, то начнём действовать как птица — летать. В теле животного нам придётся действовать подобно животному, ну а в теле человека мы должны учиться жить по-человечески. В противном случае в следующей жизни нам предстоит родиться в какой-нибудь неразумной форме жизни. Например, если некто жил, как баобаб, то в следующей жизни ему придётся родиться баобабом и стоять так тысячу лет до самой смерти.

Читатель: Прямо как в популярной песне.

Автор: Чтобы не было, как в той песне, мы должны понять, для каких целей предназначено то место, в котором мы живем — человеческое тело. Возможности человеческого тела ограничены тем, что все его наслаждения прямо или косвенно связаны с работой над собой.

Качества характера любого человека определяются его судьбой. Поэтому все мы должны выбирать занятия согласно своей природе и учиться бескорыстно действовать в выбранном направлении, до тех пор пока не очистимся и не начнем понимать свою духовную природу. Осознавший свою духовную природу человек уже не обязан учитывать особенности своего тела, и единственным его долгом становится духовная практика.

Читатель: У меня появилось несколько вопросов: В какой степени человек может измениться в течение своей жизни, если он уже обладает определёнными качествами характера, которыми к тому же наделила его судьба? А если возможность измениться ничтожна, то следует ли вообще обвинять человека в его слабости? Если рассуждать дальше, то можно прийти к выводу, что всякие наказания бессмысленны. Однако, если никого не наказывать, то люди начнут делать всё, что им вздумается.

Автор: Хотя возможности нашего тела и ограничены определенными рамками, хотя наш характер и несовершенен, однако в нашем сознании всё же могут произойти перемены, если мы сильно захотим этого. Для самосовершенствования не обязательно рождаться в новом теле, наше теперешнее физическое тело и так подвержено постоянным изменениям.

Каждую секунду в нашем теле и в нашем характере происходят перемены, а иначе человек в любом возрасте имел бы один и тот же внешний вид. Человек может трансформировать свой характер и даже взгляды на жизнь, но эти перемены обычно протекают очень медленно. Понять это и быть терпеливым по отношению к себе и к другим — вот признак мудрости.

Наше сознание ограничено рамками грубого и тонкого тела, и поэтому его способность меняться невысока. Это касается и перемен в отношении к нам со стороны окружающих людей. Мы можем наказывать кого-то, если этого требуют наши обязанности. Но абсолютно неправильно обрушиваться с нападками на другого человека из-за своего плохого настроения. Поступая так, мы портим с ним отношения и показываем себя совсем не с лучшей стороны.

Что касается нашей свободы — выполнять свой долг или нет, то она существует всегда. Однако все, кто не выполняет своего долга, будут страдать. Если наши действия причиняют кому-то незаслуженные страдания, то по закону кармы нам так или иначе придётся за них ответить.

Читатель: Если характер человека фиксирован определенными рамками судьбы, то как тогда можно надеяться перевоспитать кого-то?

Автор: О том, как поменять свой характер, мы поговорим в нашей следующей беседе, а сейчас подведём итоги.

ВЫВОД: В каждой точке вселенной действует строго определённая комбинация гун (сил) материальной природы. Чтобы попасть в какую-то область вселенной, достаточно просто захотеть обрести тот тип счастья, который присущ ей. Гуны материальной природы взаимодействуют с нашими желаниями и начинают влиять на нашу жизнь сразу же, как только мы захотим чего-то. Связываясь с той точкой пространства, где наши желания могут быть осуществлены, гуны принуждают нас изменить образ жизни. Так они готовят нас к рождению в новом месте вселенной. Гуны материальной природы, таким образом, призваны удовлетворять все наши материальные желания и наказывать нас за неправильное поведение.

Культивируя в себе духовные желания, мы обретаем способности, благодаря которым сможем оставить материальный мир со всеми его проблемами и отправиться в духовный мир, лишенный страданий.

Желания в благости заставляют нас рождаться на высших планетах, желания в страсти — на средних планетах, а желания в невежестве — на нижних планетах этого мира. Земля не является исключением, и каждая её точка связана с определёнными гунами, поэтому у наций и народностей, проживающих в различных географических местах:, характеры различаются.

Человек, постигший эти истины, понимает, что изменить свои интересы и жизненные позиции довольно сложно. Понимание того, насколько непросто формируется характер человека, придаст нам терпимости и сострадания к окружающим.

Основываясь на этих позициях по отношению к себе и к другим, мы, несомненно, увеличим свой шанс стать счастливыми.

У меня такой характер — ты со мною не шути

Теперь поговорим о том, как меняется наш характер. Действительно, все мы в прошлом совершали какие-то поступки, и у нас были многочисленные желания. Всё это не только определило наш характер на данный момент времени, но и то, как он будет меняться в течение дальнейшей жизни. Дело в том, что у нас есть ещё нераскрытые желания и неотработанные поступки. Все желания и поступки проявляются в нашей жизни последовательно. Будущий характер достаточно чётко программируется уже в момент зачатия ребенка, и это отчётливо проявляется в гороскопе новорождённого.

Читатель: Опять какой-то фатализм, и никакой свободы выбора.

Автор: Мы с Вами уже много раз говорили, что, если у нас есть сильное желание прогрессировать, то никакого фатализма не будет. Фатализм имеет место тогда, когда мы идем на поводу у нахлынувших желаний.

Читатель: Если будущие события только ждут своего часа, то получается, что будущее время реально уже сейчас и действие его непреклонно?

Автор: Да, будущее время действует уже сейчас, мы с Вами об этом также говорили в беседах о времени. Но абсолютного фатализма не существует даже в запрограммированном нашим сознанием будущем времени, потому что у нас есть свобода выбора — подчиниться тому, что уже определено, или начать улучшать свою судьбу.

Не подчиняясь греховным желаниям, которые диктует ум, и поощряя благостные желания, человек постепенно, медленно, но верно меняет свой характер и условия жизни. Точно так же мы не в праве требовать от окружающих быстрых перемен к лучшему. Каждому из нас следует понять, что нельзя обвинять человека в том, что он не может измениться быстро.

Читатель: От чего зависит способность улучшать свой характер?

Автор: Способность улучшать характер зачастую зависит не только от нашего сиюминутного, пересиливающего прошлую карму желания. Этот процесс контролируется силой и чистотой разума. Гуны материальной природы заставляют нас жить в соответствии с нашими прошлыми желаниями. Все желания, которые сами собой появляются в уме, находятся под строгим контролем гун.

Читатель: Как же сопротивляться дурному влиянию прошлой кармы?

Автор: Для этого необходимо, чтобы желание стать по настоящему счастливым пересилило влияние кармы. Это может сделать только человек с чистым и сильным разумом.

Более разумные живые существа способны контролировать свои чувства и потому быстро меняться; менее разумные не способны контролировать свои чувства и поэтому меняются медленно. Так, например, человек, многие годы работавший над своим характером и в результате этого развивший сильный разум, способен довольно быстро измениться к лучшему. Только от такого человека можно требовать быстрых перемен.

От остальных людей требовать быстрых перемен и портить во имя этого свои нервы просто глупо. Слабых разумом людей нужно сначала как следует вдохновить, что занимает немало времени. Только когда их разум окрепнет и они научатся контролировать свои чувства, с этого момента можно потихоньку начинать что-то от них требовать.

Читатель: У меня очень много знакомых, которым я хотел бы посоветовать поменять характер. Как помочь им изменить их характер к лучшему?

Автор: Помочь человеку измениться очень трудно. Для этого самому надо быть хорошим. Кстати, ваше желание помочь близким, скорее всего говорит о том, что Вы сострадательный человек. С другой стороны, подобное желание советовать может возникать и в силу критического настроя. На присутствие критического настроя указывает тот факт, что желание советовать возникает не в результате сострадания, а в результате раздражения и неприязни к тому или иному человеку.

Читатель: У меня скорее первое, чем второе. Однако иногда испытываешь такое сострадание, что просто невы

носимо слушать разные глупости, которые тебе говорят.

Автор: Я понимаю, о чём Вы говорите, и думаю, что как сострадательный человек Вы беспокоитесь совсем не из-за чужой болтовни. Знание о том, как трудно человеку поменять своё сознание, даёт Вам доброе отношение к невежественным людям, а доброта позволяет быть терпеливым.

Читатель: Да, мне приходится многое выслушивать, и без терпения и смирения здесь не обойтись. Я постоянно думаю о том, как научить людей стать лучше. Однако когда я начинаю давать советы, то, как правило, это приводит к скандалу. Мне кажется, люди просто не способны признавать свои недостатки. Это меня сильно огорчает.

Автор: На самом деле вам, смиренному и терпеливому, просто кажется, что они вас огорчают; ведь эти два качества характера полностью лишают человека даже тени негативизма. Поэтому, общаясь с ними, Вы, скорее всего, пьёте один лишь мед.

Читатель: Так, похоже, Вы опять меня разыгрываете. Неужели по настоящему сострадательного человека невозможно вывести из себя, а обучать других для него равносильно питью меда?

Автор: Да, такова квалификация по-настоящему сострадательного человека — все недостатки окружающих людей

он воспринимает не с негативизмом, а с состраданием. Чтобы стать действительно сострадательным, нужна серьёзная работа над собой. Не воспринимайте эту иронию исключительно на свой счет; я думаю, меня это касается ещё в большей степени.

Читатель: Ну хорошо, хотя у меня и серьёзный характер, я все же готов терпеть все ваши шутки во имя постижения истины. Шутки шутками, но как же всё-таки помочь человеку исправить свой характер?

Автор: Для этого нужно сначала помочь самому себе очистить сердце от злобы и негативизма. Другому человеку просто невозможно помочь, если Вы негативно настроены. Негативизм мешает искреннему контакту, который вызывает перемены у слушающего. Если, давая советы, мы сохраняем в беседе хотя бы тень негативизма, то разум собеседника закрывается, и смысл наших слов становится для него не доступен.

Читатель: Неужели человеку невозможно ничего объяснить без доброжелательного настроя?

Автор: Да, невозможно. Негативно настроившись, вы, конечно, можете сообщить человеку какую-то нужную для его бизнеса информацию, и он её немедленно примет, так как ему это выгодно. Однако если речь пойдёт о недостатках его характера, то Вам потребуется быть максимально доброжелательным, а иначе все ваши советы останутся неуслышанными. Впрочем, чтобы добрый совет был услышан, слушатель тоже должен быть квалифицирован, но это уже второе условие.

Читатель: А какие черты характера слушателя мешают ему услышать это?

Автор: Если человек желает в чём-то разобраться, но заранее настроен предвзято, то он не сможет понять и принять совет в свой адрес, даже если этот совет сделан в пра-

о 1 1 Г и и о

вильной форме. Другой случай: слушающий человек может просто не иметь достаточной силы разума. Поэтому его попытка услышать совет окажется абсолютно пустым занятием. Так, например, бывает у маленьких детей или просто глупых, неразумных людей. Однако в большинстве случаев самая главная причина того, что кто-то серьёзно не воспринимает нас, — это нанесённые нами в адрес этого человека оскорбления. Все оскорбления, накапливаясь в его сознании, поддерживают негативный настрой и мешают доверительно общаться, внимательно слушать советы.

Читатель: А где у собеседника или, допустим, у моего ребенка накапливаются те оскорбления, которые я совершил в его адрес?

Автор: У любого человека они накапливаются в уме. Глубинная память ума имеет свойство ничего не забывать. Негативная информация накапливается подсознательно и никогда не забывается. Придёт время, и у нас в уме всплывут события давно минувших лет. Так, например, накопленный негативизм по отношению к конкретной личности может проявиться при встрече с этим человеком даже в следующей жизни.

Читатель: А где конкретно в уме находится эта информация, как можно её увидеть?

Автор: Ум в теле присутствует лишь на тонком плане, поэтому не пытайтесь его проецировать на грубое тело. Он взаимодействует одновременно со всеми частями грубого тела, но может действовать также и вовне. Если Вы хотите понять состояние ума человека, то нужно внимательно и непредвзято смотреть ему в глаза. Глаза являются зеркалом

ума, и состояние ума человека можно диагностировать по выражению его глаз.

Читатель: Я полон внимания. Как же можно ум диагностировать по глазам?

Автор: Если Вы хотите, я могу описать свои личные наблюдения по этому поводу, которые, впрочем, не противоречат знанию, полученному из Вед.

Читатель: Пожалуйста, не волнуйтесь, я не побрезгую вашим личным опытом. Как всё-таки трудно выкачать из вас какую-нибудь практическую информацию.

Автор: Просто Вы под практикой понимаете нечто другое, поэтому Вам и кажется, что мы говорим об одной лишь теории.

Теперь относительно диагностики ума через взгляд. Правый глаз связан с волей и сиюминутными желаниями человека. Глядя в наружный край правого глаза, можно увидеть его волевой настрой. Внутренний (ближе к носу) край правого глаза указывает на волевой тонус, на который в основном влияют желания, приходящие по карме. Он также указывает на глубокий, подсознательный волевой настрой.

Нижнее веко правого глаза показывает, насколько воля подкреплена здоровьем организма и насколько неправильные волевые усилия изнашивают организм. Например, напряженность нижнего века говорит о том, что воля изнашивает тело. Дряблость нижнего века указывает на то, что износ в какой-то степени уже произошел. Сильная дуга нижнего века вниз показывает, что волевые функции этого человека сильно зависят от нормальной работы тела. Наоборот, если нижнее веко прямое или изогнуто вверх, то это говорит о том, что волевые функции человека очень мало зависят от состояния его тела.

Верхнее веко правого глаза указывает на оптимистичность воли и желаний. Его сильный изгиб кверху свидетельствует о сильном волевом оптимизме, слабый изгиб — о слабом волевом оптимизме.

Левый глаз связан с мыслями и эмоциями. Психический настрой наружного края левого глаза указывает на мысли человека. Внутренний (к носу) край левого глаза говорит об эмоциональном и мысленном тонусе, о настроении человека и о том, насколько сильно на его настроение влияют прошлые грехи.

Нижнее веко указывает на связь мыслей и эмоций со здоровьем. Сильный изгиб книзу говорит о сильном влиянии мыслей и эмоций на здоровье. Прямое нижнее веко свидетельствует о том, что организм, напротив, слабо реагирует на эмоциональные перепады.

Верхнее веко левого глаза говорит об эмоциональном и мысленном тонусе, связанном с высшими психическими функциями. Например, по нему можно судить о связи ума с разумом. Сильный изгиб левого верхнего века кверху указывает на сильный эмоциональный и мысленный оптимизм.

Мысли и эмоции больше развиты у женщин, чем у мужчин. Поэтому чаще всего левый глаз у них несколько больше правого. У мужчин воля и желания сильнее, чем мысли и эмоции, поэтому у них обычно сильнее развит правый глаз.

Читатель: Значит ли это, что, если у мужчины больше развит левый глаз, то он имеет несколько женственную природу?

Автор: В большинстве случаев это так. Однако мы с Вами сильно отклонились от основной темы беседы, поэтому давайте вернемся к нашему разговору.

Читатель: Хорошо, но у меня есть вопрос. Согласно вашим рассуждениям все оскорбления, которые я совершил по отношению к своему ребенку, я смогу определить, глядя ему в глаза?

Автор: Да, Вы сможете сделать это, если немного потренируетесь, диагностируя характер вашего ребенка. Взгляд всегда выдает характер человека. Научившись определять, из какой части правого или левого глаза вашего ребёнка исходит позитивная или негативная эмоция, Вы получите достаточно информации о своих взаимоотношениях с ним. И всё же, если Вы будете смотреть ему в глаза предвзято, то увидите лишь то, что хотели увидеть.

Читатель: А если, допустим, я долгое время неправильно наказывал своего ребенка, то как и при каких обстоятельствах это может всплыть по закону кармы в наших дальнейших отношениях?

Автор: В период полового созревания ребёнок психически выходит из-под защиты родителей. Именно с этого времени у нерадивых родителей и начинаются проблемы в общении с их ребёнком.

 
 

Подобный переход от внешне хороших отношений к плохим можно сравнить с качелями. Так, сначала родители, делая в грубой форме замечания своему ребенку в раннем детстве, отклоняют эти «качели» в одну сторону. При этом маленький ребёнок не обнаруживает сильных признаков непослушания, потому что ищет за-

щиты у своих родителей, так как психически сильно зависит от них.

Однако, поступая неправильно по отношению к своему ребенку, родители накапливают плохую карму. И вполне естественно, что со временем её придётся отрабатывать. Ребёнок до полового созревания испытывает сильную необходимость в защите, поэтому он не оказывает сопротивления психическому насилию со стороны своих родителей.

Затем, после тринадцати лет, «качели» возмездия летят в противоположную сторону. Ребёнок становится непослушным и грубым в общении. Родители пытаются бороться с этим прежними способами, но после полового созревания ребёнок становится психически крепче своих родителей, и от борьбы с ним всё больше и больше становится негативизма и агрессии в его отношениях с родителями.

Таким образом, для успешного воспитания детей необходимо усвоить, как следует общаться с ними в том или ином возрасте и как правильно их наказывать. Так, совсем маленьких детей со слабым разумом наказывать вообще не следует.

Читатель: Получается, что, если разум моего ребенка ещё не окреп, то наказывать его или обвинять в чём-то вообще нет смысла?

Автор: Да, к воспитанию взрослых людей и маленьких детей существуют разные подходы. Если взрослый, разумный человек или подрастающий ребёнок прислушивается к вашим советам, тогда Вы можете мягко предложить ему исправить недостатки. Однако у маленького ребёнка (до 5 лет) разум ещё не развит. Поэтому нет смысла требовать от него исправления характера. Лучше, имея маленьких детей, побольше работать над своим собственным характером, тогда ребёнок неосознанно станет подражать этому.

Благодаря правильному поведению родителей его характер неуклонно и закономерно будет меняться к лучшему. Родители же, усматривающие причину негативных отношений со своим чадом в неправильном поведении ребёнка, а не в наработанной ими собственной карме, являются сторонниками грубых форм воспитания. Приверженцы такого воспитания стараются переломить психическое сопротивление ребёнка. Они делают это, не понимая, что такой подход может стать причиной подрыва психического и физического здоровья их ребёнка.

Читатель: А какие болезни могут развиться у ребенка при таком агрессивном стиле воспитания?

Автор: Чаще всего от подобного воспитания развиваются такие болезни: острый аппендицит, вирусный гепатит, бронхиальная астма, а в редких случаях это может даже привести к шизофрении.

Из-за агрессивного поведения со стороны родителей ребёнок не проявляет никакого желания меняться к лучшему. Напротив, в его характере усиливается негативизм. Мы уже отмечали, что только желание человека стать лучше, возникшее добровольно, способно изменить его жизнь. Сохраняя негативный настрой по отношению к маленькому ребенку, просто невозможно улучшить его поведение.

Читатель: А с какого возраста ребенка можно наказывать?

Автор: Мальчиков можно наказывать примерно с семи лет, девочек же наказывать физически нельзя, их можно наказывать только лишением свободы. Однако для правильного наказания ребенка требуется определенная квалификация «зрелых родителей». Мудрый отец наказывает своего ребенка с добрым сердцем и ребенок поэтому не злится.

Читатель: Если возникают такие проблемы, то, может, лучше вообще детей не наказывать?

Автор: В некоторых случаях ребенка после семи лет всё же придётся наказать. Наказание, если оно гуманно, воспитывает в ребенке серьезность и ответственность. Каждый человек, даже маленький, должен хоть как-то отвечать за свои поступки. Тем не менее, наказывать следует не с раздражённым, а с добрым сердцем.

У детей до пяти лет разум очень слаб, и их совсем не стоит наказывать. Девочек же даже после пяти лет можно наказывать только словами. Таким образом, мы в любом случае обязаны воспитывать своих детей, а потому приходится и наказывать их. Что касается возможности наказывать всех подряд, даже взрослых, то следует заметить, что мы не в праве наказывать человека, если он в своей жизни никак от нас не зависит.

Читатель: А если человек не хочет меняться к лучшему, но я вижу, что он причиняет моим знакомым постоянные неприятности. Могу ли я призвать его к ответственности или нет?

Автор: Ему можно мягко указать на недостатки только в том случае, если Вы с ним знакомы, и он вас уважает. Мы можем вдохновлять окружающих нас людей изменяться к лучшему своим положительным примером. Добрым отношением можно постепенно помочь и незнакомому человеку, но обвинять его в том, что он не желает меняться, просто глупо. Это не даст никакого положительного результата.

Читатель: Может, лучше стараться вообще не обвинять незнакомых людей?

Автор: Да, в отношениях с незнакомыми людьми лучше всего вести себя именно таким образом. Любой человек должен пытаться избавиться от критического настроя, который обычно и заставляет нас обвинять кого-либо. Однако иногда воспитывать кого-то, например, своих подопечных, заставляет наш долг. Если же наказать человека требует общественный долг, то Вам придется исполнить его, невзирая на последствия. Во всех остальных случаях от советов только тогда будет прок, если они не звучат грубо и если тот, кому Вы советуете, относится к Вам уважительно.

Читатель: Приведите, пожалуйста, пример того, как должен поступать человек, если он обязан кого-то наказать, но у него не хватает для этого квалификации?

Автор: У нас могут быть определённые обязанности перед обществом, которые заставляют нас кого-то наказывать. Например, обязанности милиционера. Если милиционер не может наказывать с добрым сердцем, должен ли он оставлять человека без наказания? Нет, он всё равно должен наказывать; однако если он будет при этом испытывать ненависть, то по закону кармы ему в будущем придётся получить эту ненависть назад. В обратном случае, если, боясь прибегнуть к насилию, он не накажет нарушителя, то за это ему придётся ответить ещё в большей степени. В подобной ситуации часть совершенного нарушителем греха ляжет на его милицейские плечи.

Читатель: Как же тогда несострадательному милиционеру выполнять свои обязанности? Что не сделай — всё будет плохо?

Автор: Да, с помощью страданий судьба учит нас правильно выполнять свои обязанности перед людьми. Подобная ситуация может возникнуть у любого административного работника или начальника, который ещё не имеет соответствующей для его должности квалификации — сострадания.

Каждый, кто отвечает за других людей, должен, несмотря на возникающие в общении с ними проблемы, продолжать терпеливо выполнять свои обязанности, надеясь на перемены к лучшему. Одновременно нужно учиться быть сострадательным, а иначе в руководящей или любой другой ответственной деятельности успеха не будет.

Читатель: Но зачем так мучиться; может, лучше поменять специальность?

Автор: Если ваша природа не соответствует тому, чтобы руководить людьми, то самое лучшее — это поменять специальность на ту, которая Вам больше по душе. В любых жизненных обстоятельствах нужно стараться делать то, что сам воспринимаешь как долг перед обществом. Что же касается несовершенного выполнения своих обязанностей, то по этому поводу в Бхагавад-гите говорится, что лучше плохо выполнять свои обязанности, чем хорошо чужие.

Читатель: Разве это хорошо: выполнять свои обязанности, заранее предвидя неудачу?

Автор: Да, хорошо. Человек, который несколько раз оступился при выполнении своих обязанностей, приобретает опыт. За одного битого двух небитых дают. Надо всегда действовать согласно своей психической природе. Человеку, оступившемуся на своем пути даже несколько раз, всё равно сворачивать некуда. Поэтому поражения на пути, который правильно выбран, то есть соответствует нашей природе, несомненно приведут нас к победе. Нужно хорошо усвоить, что человеческий характер меняется медленно, и быстро изменить самого себя очень трудно, как, впрочем, и другого человека. Понимание этого придаёт терпение при выполнении своих обязанностей.

Бывает, что для выполнения чужих обязанностей обстоятельства складываются благоприятнее, чем для выполнения своих собственных. Однако не стоит клевать на эту удочку. Придёт время, когда в выполнении чужих обязанностей тоже возникнут трудности, которые на этот раз будут уже непреодолимы. Хлебнув неудачи на чужом пути, человеку так или иначе придётся возвратиться к той деятельности, которая соответствует его природе. Так что выполнение чужого долга никогда не принесёт постоянства и счастья.

Читатель: А как определить, какие обязанности соответствуют моей природе, а какие нет?

Автор: Мы имеем духовную природу. Поэтому должны в первую очередь выполнить свои духовные обязанности, свой долг перед Богом. Веды говорят, что если человек выполняет их правильно, тогда он в совершенстве сможет выполнить и свои материальные обязанности перед людьми.

Читатель: Но я спросил про мои материальные обязанности, причём тут обязанности перед Богом?

Автор: Для того, чтобы понять, каковы наши материальные обязанности и как правильно выполнять их, нужно до определенного уровня очистить и укрепить свой разум. Этого можно достичь только с помощью духовной практики. Обычно если человек правильно выполняет свои духовные обязанности, то он быстро и успешно разбирается и со своими материальными обязанностями. Кроме того, не забывайте, что только во взаимоотношениях с Богом можно обрести вечное счастье, поэтому обязанности перед Богом являются самыми важными.

Читатель: Ну хорошо, какие же у меня обязанности перед Богом?

Автор: Перед Богом мы обязаны:

— изучать свои взаимоотношения с Богом, приняв для этого духовного учителя и следуя его наставлениям.

— служить Богу и духовному учителю с любовью и преданностью (например, повторять Имена Бога или молитвы, рекомендованные писаниями)

— следовать законам Бога (например, под руководством квалифицированного наставника изучать Веды)

— служить людям, которые преданы Богу.

— призывать окружающих людей выполнять свои обязанности перед Богом.

— помогать окружающим людям служить Богу и соблюдать Его законы.

Однако выполняя свои духовные обязанности, мы должны не забывать и про материальные. Для того, чтобы правильно представлять себе наши материальные обязанности, нужно в первую очередь не забывать о времени, так как оно вызывает возрастные перемены в теле и определяет положение человека в обществе. Существует 4 основных типа обязанностей, соответствующих определенному возрасту человека и отвечающих положению, которое он занимает в обществе:

— обязанности воспитанника или того, кто обучается;

— обязанности домохозяина;

— обязанности человека, вставшего на путь самосовершенствования, который отошел от мирских забот;

— обязанности полностью отрешенного человека (монаха).

Далее, для понимания наших обязанностей необходимо учитывать место, в котором мы живем — психофизическую конституцию нашего тела. В соответствии с различиями в психофизической конституции существует 4 основных типа людей:

— люди, несущие окружающим знание (к ним относятся священники, учителя, наставники, воспитатели, психологи, астрологи, врачи, люди, обучающие правильному образу жизни);

— руководители и защитники (сюда относятся все виды правителей, руководителей, управляющих, директоров, военных, а также милиция и налоговая инспекция);

— бизнесмены (все специальности, связанные с торговлей, с хозяйственной и производственной деятельностью);

— рабочие (те, кто находится в подчиненном положении и занимается физическим трудом).

Обязанности, связанные с местом, в котором мы живем, определяются также полом и родственными отношениями. Поэтому существуют:

— обязанности мужа;

— обязанности жены;

— обязанности отца;

— обязанности матери;

— обязанности сына, внука;

— обязанности дочери, внучки;

— обязанности дедушки;

— обязанности бабушки.

И наконец, в последнюю очередь следует учитывать обязанности, продиктованные обстоятельствами нашей жизни. Их такое множество, что перечислить их все невозможно, поэтому приведём основные:

— обязанности гражданина той или иной страны

— обязанности, связанные с принадлежностью к определенной группе людей

— обязанности перед друзьями и теми, кто доброжелателен к нам

— обязанности отправляющегося в паломничество по святым местам

— обязанности прохожего

— обязанности пассажира и т.д.

Веды утверждают что человек, не выполняющий своих обязанностей, обречен на деградацию и страдания, и в этом нет никакого сомнения. Тот же, кто выполняет все свои обязанности для удовлетворения Верховной Личности Бога, достигает высшего совершенства. Это подтверждает «Шримад Бхагаватам» (1.2.13.):

«Поэтому, о лучший из дваждырожденных, считается, что наивысшее совершенство, которого можно достичь, выполняя предписанные обязанности, соответствующие касте (ученые, руководители, бизнесмены, рабочие) и укладу жизни (ученичество, семейная жизнь, уход от дел и отречение),

— это удовлетворить Верховную Личность Бога».

Читатель: Пожалуйста, объясните подробнее всю эту классификацию.

Автор: Это тема длительной дискуссии, и мы подробно обсудим её в следующем цикле наших бесед.

Читатель: Выполнять мои обязанности мешает мне очень плохая карма, и поэтому у меня просто нет никаких сил для их выполнения. Но если я не буду выполнять свои обязанности, то ещё больше усугублю свою судьбу. Как видите, это попахивает несправедливостью.

Автор: Бог дает гарантию, что, если человек стремится выполнять все свои обязанности, но терпит на этом пути одно поражение за другим, он тем не менее достигает победы. Однако это становится возможным только в том случае, если выполнение обязанностей осуществляется ради удовлетворения Бога.

Если же при выполнении обязанностей мы будем полагаться только на собственные силы, то в конце концов можем прийти к ощущению полной безысходности. Подобная ситуация возникает, когда силы наши волею судьбы иссякают и выполнять обязанности становится невыносимо трудно. Однако если человек действует в интересах Бога и полагается в своей деятельности на Его милость, то даже в том случае, когда у него совсем не остаётся никаких сил, он тем не менее сохраняет веру в то, что всё образуется. Милостью Господа так оно и получается у людей, действующих на платформе духовного знания, людей стойкого разума.

Читатель: Это голые теоретические рассуждения. Вряд ли кто-то действительно сможет понять, что значит — полагаться не на свои силы, а на Бога.

Автор: Вы правы, для того, чтобы глубоко понять, что значит — полагаться в своих поступках на милость Бога и защиту, исходящую от божественного закона, надо, как минимум, находиться под влиянием гуны благости. Если мы спросим находящегося в благости человека, почему он счастлив, то он ответит, что получил это счастье по милости Бога. Такой ответ воспринимается обычно как отговорка, прибаутка или шутка. Однако на самом деле это — очень серьезный ответ. Действительно, не находясь в гуне благости, понять, что такое милость Бога, очень сложно.

Читатель: Что же тогда делать?

Автор: Для того чтобы подняться на уровень гуны благости, нужно делать всё из чувства долга. Осознание того, что и зачем ты делаешь, придет позже.

Читатель: Я не могу делать что-то без понимания.

Автор: Гуна благости тем и отличается от других гун, что, находясь под её влиянием, человек выполняет свои обязанности так, как говорится об этом в писаниях. Он может и не понимать, зачем выполняет то или иное предписание, однако убежден, что писания не ведут его по ложному пути. Постепенно, в ходе практики он обретает понимание. Так, например, духовный учитель после обряда посвящения даёт ученику мантру. Вначале ученик вообще не понимает её смысла, но, следуя обету, данному им духовному учителю, он вскоре постигает глубокий смысл произносимой им мантры. Другого пути для достижения совершенства нет.

Если же человек находится под влиянием гуны страсти, то он доверяет только самому себе. Поэтому у него не может быть гарантии, что он никогда не свернет с выбранного пути. Рано или поздно гуны материальной природы могут обмануть ум человека, и в силу плохой прошлой кармы он начнет деградировать. Поэтому единственно правильное решение — встать под защиту священных писаний и безоговорочно выполнять всё, что в них сказано. Понимание же придет позднее, вместе с гуной благости.

Если мы стараемся выполнять наши обязанности с правильным настроем, то есть думая о Всевышнем, то Бог лично защищает нас. Специально для нашей защиты от плохой кармы Бог создал законы божественного устройства общества, которые называются варнашрама. В своей жизни общество варнашрамы руководствуется законом Вед, и потому все его члены защищены от неожиданной или случайной деградации. В «Бхагавад-гите» 4.13. Сам Господь говорит о создании божественного устройства общества:

«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре варны (ученые, руководители, бизнесмены, рабочие). Но знай же, что, являясь создателем этой системы, Сам Я не вхожу в нее, ибо всегда остаюсь неизменным».

Если же человек не выполняет свой долг согласно вар- нашраме или его предписанным обязанностям, то он неизбежно будет страдать. Это объясняется в Шримад Бхагаватам 5.12, 13-16, в беседе Брахмы (правителя нашей вселенной) и Приявраты (одного из его менеджеров):

«Воле Верховной Личности Бога покорны все: и суровый подвижник, и тот, кто владеет знанием Вед, и достигший совершенства йог, и великий мыслитель, и великий силач. Никто не может противиться Господу ни в одиночку, ни в союзе с другими, ни силой богатства, ни силой обрядов. Никто — ни крошечный муравей, ни сам Брахма».

«Дитя мое, Веды гласят, что каждый из на.с по своим качествам и роду занятий принадлежит к той или иной варне (ученые, руководители, бизнесмены, рабочие) и ашраму (ученичество, семейная жизнь, отход от дел и отречение). Деление общества на варны и ашрамы неизбежно, ибо так уж устроен этот мир. Мы вынуждены выполнять свои обязанности, предусмотренные варнашрама-дхармой (божественным устройством общества), так же как бык вынужден слушаться погонщика, который управляет им с помощью веревки, продетой быку в нос».

«Дорогой Прияврата, в зависимости от того, под влиянием каких гун материальной природы мы находимся, Верховный Господь дает нам то или иное тело и посылает те или иные радости и страдания. Поэтому нужно всегда занимать свое естественное положение (выполнять свои обязанности) и повиноваться Верховной Личности Бога, подобно тому, как слепой повинуется поводырю».

«Даже человек, достигший освобождения (полного совершенства), не отвергает тело, которое он получил в соответствии со своей прошлой кармой. Но, несмотря на это, он свободен от заблуждений: все радости и страдания, что приходят к нему по карме, он воспринимает так же, как, проснувшись, мы воспринимаем свои недавние сновидения. Поэтому он уверенно идет по духовному пути и тща.тель- но избега.ет тех действий, которые вынуждают живое существо попадать под влияние трех гун природы и получать новое материальное тело».

Читатель: Да, серьёзное объяснение. А если я по природе руководитель, но не люблю наказывать, что делать тогда?

Автор: У Вас в соответствии с долгом руководителя, предписанным Богом согласно вашей психофизической конституции, есть выбор:

— наказывать правильно и получать от этого счастливую судьбу;

— наказывать неправильно и заработать несчастную судьбу;

— совсем не наказывать и деградировать.

Читатель: А если я сознаю своё несовершенство, могу ли я тогда осуждать чьи-либо поступки, хотя бы моих детей или подопечных?

Автор: Способны Вы делать это или нет — это уже другой вопрос, но по своему положению в обществе Вы обязаны делать это в любом случае.

Читатель: Даже несмотря на несовершенства в моем характере?

Автор: Несмотря на наши несовершенства, нам тем не менее приходится выступать в роли обвинителей или вершителей судеб, если, конечно, этого требует тот долг, который мы обязаны выполнять. Руководителю, отцу, наставнику, священнику приходится делать это, даже заведомо понимая, что человек быстро не исправится и что замечания сделаны им не совсем в правильном тоне. Неправильно сделанное замечание является грехом, и за это придется страдать. Но если совсем не наказывать и не воспитывать, то возникнет риск, что у подопечного вообще не появится возможности к исправлению.

Читатель: Я и не предполагал, что взаимоотношения между людьми имеют столько тонкостей.

Автор: Да, вопросы, связанные с выполнением наших обязанностей, как и вопросы взаимоотношения между людьми, достаточно сложны для понимания. И, тем не менее, мы должны

постараться разобраться во всём, иначе не придётся рассчитывать на счастливую жизнь.

ВЫВОД: Поняв, что характер человека изменяется медленно, мы должны настроиться на то, чтобы не ждать от окружающих нас людей быстрых перемен. Это в полной степени относится и к ожиданию перемен от самого себя.

Поэтому, работая над собой, не следует предпринимать искусственного ускорения. Продвигаясь к совершенству, лучше всего выбирать спокойный, размеренный ритм. Только пытаясь глубоко проникнуть в природу своего характера, мы сможем понять, как тяжело людям избавляться от недостатков. Без работы над собой невозможно осознать, как трудно бывает другим. Понимание того, что изменение природы ума происходит медленно и плавно, позволит нам стать сострадательными и доброжелательными по отношению к своим родственникам и подопечным.

Мы наделены всевозможными обязанностями в соответствии с нашим характером, и при их выполнении должны учитывать время, место и обстоятельства. Единственный способ совершенного выполнения своих обязанностей состоит в том, чтобы стараться выполнять их ради удовлетворения Бога. Если человек не старается выполнять их с преданностью Богу и к тому же не учитывает время, место и обстоятельства, то обрекает себя испытывать страдания. Если же кто-то по невежеству вообще отказывается от выполнения своих обязанностей, то он обречён на деградацию.

Попавшему в собачье тело поневоле приходится гавкать — нет счастья тому, кто не выполняет своих обязанностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: