Направления и этапы развертывания ТРМ на предприятии, организация внедрения системы ТРМ, оценка ее эффективности

Система ТРМ охватывает основные виды деятельности предприятия (проекти­рование, производство и управление). Направления развертывания ТРМ приведены в табл. 5.1 [8].

Таблица 5.1. Направления внедрения системы

№п/п Направление Цель
I Самостоятельное обслуживание оборудования операторами Самостоятельное содержание операторами собственного оборудования в работоспособном состоянии
! Отдельные улучшения Повышение эффективности всех видов ресурсов на основе рационального их использования, снижения или сведения к нулю существующих видов потерь
  Планово- предупредительный ремонт и техническое обслуживание Обеспечение управления оборудованием на протяжении его жизненного цикла
  Повышение квалификации производственного и ремонтного персонала Воспитание персонала, обладающего высоким уровнем мастерства в эксплуатации и обслуживании оборудования
  Управление новым продуктом Разработка новых продуктов по принципу «просто для производства», эффективный контроль их выпуска на начальном этапе и оценка успешности
  Деятельность по улучшению качества продукта Обеспечение высокого качества продукции и обслуживания оборудования, достижения «нуля брака»
  Санитария и гигиена Обеспечение безопасности продукта, соблюдение правил производственной безопасности, санитарии и личной гигиены
  Окружающая среда, охрана труда и безопасность Реализация системы управления охраной труда, осуществление экологической политики фирмы, внедрение концепции охраны предприятия
  ТРМ в управленческих и обслуживающих структурах Распространение системы ТРМ на деятельность управленческих и обслуживающих структур, кардинальное улучшение менеджмента компании
  Планирование и учет затрат на внедрение системы ТРМ Обеспечение эффективности финансовых вложений в деятельность по внедрению ТРМ

Распространение принципов ТРМ на все указанные виды деятельности спо­собствует исключению всех видов потерь па предприятии и существенному уве­личению эффективности производства.

За более чем 30-летнюю историю существования и развития системы ТРМ была выработана пошаговая процедура ее развертывания (табл. 5.2), которая реализуется от трех до 10 лет в зависимости от степени готовности предприятия.

Успешное функционирование ТРМ требует активного участия всех работников предприятия, расширения их функций, повышения квалификации, изменения отно­шения к делу, когда главным является не формальное выполнение задания, а обеспе­чение эффективности и качества на основе творческого отношения к труду, постоян­ного совершенствования. Такие изменения не могут произойти одномоментно и сами по себе. Они требуют создания разветвленной организационной структуры и посто­янного обучения всех работников, улучшения условий и мотивации труда.

Таблица 5.2. Программа развертывания ТРМ на предприятии1

Этапы Шаги Ключевые моменты
1. Подготовка 1. Провозглашение высшим руководством решения о внедрении ТРМ Обнародование решения о внедрении ТРМ на общем совещании и во внутренних средствах информации предприятия
  2.Обучение персонала методам внедрения ТРМ Обучение менеджеров всех уровней и рабочих на семинарах с демонстрацией наглядных материалов (слайдов и др.)
  3.Создание организационной структуры для продвижения ТРМ и утверждение предварительного регламента ее деятельности Создание комиссий, подкомиссий. Советов по внедрению ТРМ, проектных групп; определение модельного оборудования, на котором осуществляется процедура самостоятельного обслуживания операторами, обучение руководителей проектных групп и менеджеров более высокого уровня
  4. Определение политики и целей внедрения ТРМ Установление показателей, заданий, прогнозирование результатов
  5. Разработка генерального плана продвижения ТРМ Составление и утверждение плана от этапа подготовки до проведения инспекции по поводу присуждения премии ТРМ
П. Начало 6. Объявление о начале внедрения ТРМ Приглашение на мероприятие поставщиков, потребителей, деловых партнеров
III. Внедрение 7. Создание системы повышения -эффективности производственного сектора Максимальное повышение эффективности производственного сектора
  7.1. Отдельные улучшения Деятельность проектных команд и малых групп на рабочих местах
  7.2. Самостоятельное обслуживание оборудования Использование поэтапного метода, аудит, проверка знаний персонала
  7.3. Плановое обслуживание оборудования Корректирующее, периодическое и прогностическое обслуживание
  7.4. Повышение мастерства эксплуатации и обслуживания оборудования Совместное обучение лидеров групп для повышения их квалификации
  8. Создание системы управления оборудованием на начальном этапе его работы и системы разработки новых продуктов Разработка продуктов, легких в изготовлении, создание оборудования простого в обращении
  9. Создание системы обеспечения качества Определение и поддержание условий, препятствующих появлению брака
  10. Создание системы повышения эффективности функционирования непроизводственных подразделений Поддержка производственных подразделений, увеличение производительности работы в офисе, повышение эффективности офисного оборудования
  11. Создание системы поддержания благоприятной окружающей среды и безопасных условий труда Создание системы, обеспечивающей нуль несчастных случаев и нуль загрязнения окружающей среды
IV. Закрепление 12. Завершение внедрения ТРМ, подъем ТРМ на новый уровень Получение премии ТРМ, постановка новых, более высоких целей
       

5.2.3. Обучение персонала при развертывании и функционировании системы ТРМ

Система ТРМ предъявляет ко многим работникам, особенно к операторам оборудования, повышенные требования по совершенствованию их знаний, навыков, взаимоотношений с коллегами, отношения к своим обязанностям. Без обучения персонала успешное освоение ТРМ невозможно, поэтому первым шагом к раз­вертыванию системы ТРМ после решения руководства предприятия о ее создании является организация обучения персонала (см. табл. 5.2).

Фирмы Японии, имеющие наибольший опыт использования систем ТРМ разработали и используют методику пошагового обучения. Эта методика имеет следующие особенности.

1. Вначале с основами ТРМ знакомятся менеджеры и специалисты высшего звена. Затем они передают свои знания специалистам среднего звена (пример- передача информации членами проектных групп участникам модельных групп). Специалисты среднего звена передают свои знания и опыт производственному персоналу (цепочка «модельные группы - рабочие группы»),

2. Все работники предприятия подкрепляют теоретические знания практи­ческим применением. Так, специалисты высшего и среднего звена после обучения на семинарах реализовали свои знания в работе проектных и модельных групп [8].

Такая система обучения не только позволяет получить прочные и глубокие знания, научить их применению, но и объединяет коллектив, сближает сотрудни­ков. Они начинают лучше понимать проблемы друг друга. Все это способствует более успешному освоению новой системы.

Для обучения менеджеров высшего звена обычно приглашают консультантов со стороны. Для них может быть достаточным 2 семинара в течении недели. Для менеджеров и специалистов среднего звена, которые затем передают свои знания мастерам и рабочим, необходимо не менее 4 семинаров в течение месяца Полу­ченные знания менеджеры и специалисты высшего звена закрепляют при разботке Генерального плана и Плана мероприятий по развертыванию ТРМ, а также в работе проектных групп. Менеджеры и специалисты среднего звена закрепляют свои знания в работе модельных групп и при обучении рабочих.

В Процессе функционирования системы ТРМ процесс обучения персонала дол­жен быть непрерывным и переходить на более высокий уровень вместе с совер­шенствованием самой системы (см. табл. 5.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: