Статья дохода | 2000 г. | 2004 г. |
Налоговые доходы | 84,7 | |
В том числе: | ||
налог на прибыль корпораций | 8,0 | |
подоходный налог с физических лиц | 3,0 | |
налог на добавленную стоимость | 21,9 | |
акцизы | 15,0 | |
платежи за пользование природными ресурсами | 1,4 | |
таможенные пошлины | 21,6 | |
Неналоговые доходы | 7,8 | |
В том числе: | ||
доходы от имущества, находящегося в государственной собственности | 3,1 | |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 4,3 | |
прочие неналоговые доходы | 0,3 | |
Доходы целевых бюджетных фондов | 7,5 | |
Итого | 100,0 |
Структура расходов государственных средств по странам зависит от политики правительства.
Наиболее крупные статьи расходов федерального бюджета в России: оборона и обеспечение безопасности, обслуживание государственного долга, поддержка отраслей промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, гораздо меньше внимания уделяется образованию, здравоохранению, культуре, науке. В развитых странах приоритет отдается социальной политике, образованию, обслуживанию государственного долга.
В абсолютном и относительном измерении расходы государства имеют тенденцию к увеличению по всем странам. Но, как подчеркивают эксперты в нашей стране и за рубежом, важен не абсолютный размер государственных расходов, не их доля в ВВП, а разумный выбор приоритетов и высокая эффективность их использования.
Все расходы государства можно разделить на выплаты населению – государственные трансферты (TR) и покрытие других расходов. Исключив из общей суммы налоговых поступлений в бюджет трансфертные платежи, получаем чистые налоговые поступления (чистые налоги – TN). Суммарная ставка чистых налогов (в процентах к ЧНП) составляет примерно 20 %. У государства нет возможности значительно изменить ее в ту или иную сторону. Уменьшение этой ставки увеличит дефицит бюджета, а увеличение – отрицательно повлияет на деловую активность, сократив чистые доходы (доходы после уплаты налогов) агентов рынка. Объем налоговых поступлений в этом случае зависит от величины ЧНП, и будет увеличиваться в периоды подъемов экономики и уменьшаться в периоды спадов. В то же время расходы государства относительно устойчивы и не могут изменяться вслед за циклическими колебаниями деловой активности. Расходы государства за исключением трансфертных платежей представляют собой государственные закупки товаров и услуг.
При данной норме налоговых поступлений, как видно на рисунке 14.1, только при определенном уровне чистого национального продукта бюджет будет сбалансирован. При меньшей величине продукта будет иметь место бюджетный дефицит (BD =
-Sg), то есть превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период. При превышении государственных доходов над расходами появляется бюджетный излишек или профицит (Sg).
T, G
T
А профицит бюджета G
дефицит бюджета
ЧНП
Рис. 13.1. Сбалансированный бюджет, бюджетный дефицит и избыток:
Т – налоговые поступления, G – государственные закупки товаров и услуг. Чистые налоги составляют 0,2 ЧНП (пример условный)
Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:
1. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. В ряде случаев местные органы власти преднамеренно занижают налогооблагаемую базу, сокращая налоговые отчисления в федеральный бюджет. В итоге происходит завышение бюджетного дефицита.
2. Наряду с официальным дефицитом госбюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий, коммерческих банков: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупку сельскохозяйственной продукции), рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных, жилищных программ по льготным ставкам.
Скрытый бюджетный дефицит занижает величину фактического, что нередко делается целенаправленно (перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
В экономической теории принято различать фактический, структурный и циклический дефициты государственного бюджета. Структурный дефицит – разность между доходами и расходами бюджета при полнойзанятости при объеме выпуска равного потенциальному. Наличие такого дефицита свидетельствует или о заниженности общей налоговой ставки или о завышенных расходах государства. Циклический дефицит возникает при циклических спадах экономики и устраняется при циклическом подъеме. Он – есть разность между фактическим и структурным дефицитом.
Для финансирования (покрытия) бюджетного дефицита могут использоваться следующие источники:
- кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджетного дефицита);
- доходы от выпуска государственных ценных бумаг и операций с ними;
- кредиты международных финансовых организаций, иностранных правительств, банков и фирм;
- доходы от приватизации государственного имущества и другие.
Монетизация дефицита приводит к инфляции, в результате этого налогоплательщики вносят налоговые платежи обесценившимися деньгами и стараются отодвинуть сроки уплаты налогов, что еще больше увеличивает бюджетный дефицит. Данная зависимость известна как эффект Оливера-Танзи. Финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг приводит к эффекту вытеснения: происходит отвлечение финансовых ресурсов из реального сектора экономики, что увеличивает банковскую процентную ставку, снижает объем инвестиций и снижает частный спрос.
Бюджетный дефицит приводит к накоплению государственного долга. Государственный долг - это сумма дефицитов и профицитов государственного бюджета, накопленных к данному моменту времени. Государственный долг подразделяется на внутренний (задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны) - обязательства, возникающие в национальной валюте и внешний (задолженность государства иностранным правительствам, банкам, фирмам, гражданам) – обязательства, возникающие в иностранной валюте. Возрастание государственного долга увеличивает расходы бюджета по его обслуживанию: выплата процентов и погашение ранее полученных кредитов. Особенно острой является проблема внешних долгов, для погашения которых необходим приток иностранной валюты. Внешняя задолженность стала в конце ХХ века общемировой проблемой (табл.14.4).
Россия на фоне других стран не является чрезмерно крупным должником, и сумела за 2000-2004 гг. значительно сократить свой внешний долг. В 2004 г. величина внешнего государственного долга РФ сократилась до 128 млрд. долл., а отношение внешний долг ВВП – до 34 -38%, по мнению специалистов, это значение не должно превышать 50 %. В настоящий период времени среднегодовая ставка обслуживания государственного долга РФ составляет 7%.