Основные методы эмпирического уровня научного познания – наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.
1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).
В ходе наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах объекта познания, но и о его существенных свойствах и отношениях.
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идею.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным технически (фото - и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Наблюдение бывает полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное.
В зависимости от положения наблюдателя различают простое наблюдение, когда факты регистрируются со стороны, и включенное, когда исследователь включается в определенную социальную среду и анализирует события «изнутри». В психологии применяется самонаблюдение (интроспекция).
Данные наблюдения сообщают уникальные сведения, присущие только этому объекту в данный момент времени и условий.
В наблюдении необходимо специально фиксировать результаты наблюдения, например, завести журнал наблюдения, записывать на камеру.
Основные требования к научному наблюдению:
- однозначность замысла;
- наличие системы методов и приемов;
- объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента).
Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов, объяснение поведения и т.п.
Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация сведений об изучаемом объекте.
Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок.
Наблюдение тесно связано с измерением.
2. Измерение – это процесс нахождения отношения данной величины к другой величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом.
Измерение предполагает наличие некоторого измеряемого объекта и некоторой шкалы, на основе которой протекает измерение.
Измерение – это процедура отнесения объекта к элементу шкалы. Такой процесс можно еще называть квантификацией – установлением количественных определений объекта.
Обычно выделяют 4 основных вида шкал: шкалы номинальные, порядковые, интервальные и шкалы отношений.
3. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, воспроизведение объекта в специально созданных и контролируемых условиях.