Согласно недавно полученным данным, выражение точек зрения меньшинства, даже если они ошибочны, улучшает поиск информации и качество принятых решений. Наличие таких мнений не только ограничивает влияние большинства, защищающего неверную точку зрения, но и способствует выработке лучших решений, чем то, к которому мог бы прийти отдельный индивид. В эксперименте, который провели Немит и Вахтлер (Nemeth, Wachtler, 1982), испытуемых попросили указать среди нескольких фигур те, которые включали в свой состав эталонную фигуру. Эти фигуры воспроизводятся на помещенном ниже рисунке.
т т а
X |
А Е I
т /5 ^
О R U
Эталонная фигура Фигуры для сравнения
Читатель, конечно, заметил, что легко выявить эталонную фигуру в конфигурации R. Труднее обнаружить ее в конфигурациях An E. Она не входит в конфигурации I, О и U.
Рассматривая фигуры этого типа в одиночестве, испытуемые стремятся из тех конфигураций, которые им предлагаются для сравнения, выбирать самые легкие. В примере, который мы приводим, это фигура R. Но в ходе данного исследования были воссозданы четыре экспериментальные ситуации. В одном случае большинство из четырех человек (на самом деле ассистентов экспериментатора) говорили двум непосвященным испытуемым, что эталонная фигура содержится в «легкой» конфигурации R, а также в конфигурации А, которая ее действительно включала. Во втором случае то же самое большинство из четырех человек говорит двум непосвященным испытуемым, что эталонная фигура содержится в R (легкая конфигурация), а также в другой конфигурации, которую они называют ошибочно, — U-
J3 третьем случае меньшинство из двух ассистентов говорит четырем непосвященным испытуемым, что эталонная фигура входит в «легкую» конфигурацию R и в «правильную» конфигурацию А. В четвертом случае меньшинство из двух человек говорит непосвященным испытуемым, что эталонная фигура содержится в R, но также в конфигурации U, что неверно. Подведем итоги: в группе из шести человек то большинство, то меньшинство высказывает суждение, к которому испытуемые пришли бы и сами (эталонная фигура содержится в R), но они добавляют, что эталонная фигура входит также в другую конфигурацию. В этом отношении их мнение было то верным, то неверным.
Результаты показали, что независимо от того, верными или неверными были ответы ассистентов, особых различий не обнаружилось. Но гораздо большие изменения имели место в зависимости от того, исходило ли «отличающееся» мнение от большинства или от меньшинства. Когда ассистенты составляли большинство, испытуемые либо следовали их примеру (т. е. говорили точно то же самое), либо они сохраняли ту точку зрения, которой они придерживались при индивидуальных ответах (т. е. указывали только конфигурацию R). Если же ассистенты были в меньшинстве, непосвященные испытуемые были меньше склонны следовать их примеру. Они реже высказывались в пользу конфигураций, предлагаемых этим меньшинством. Но зато они гораздо чаще находили правильный ответ, который не предлагался им ассистентами. Другими словами, если меньшинство называло R и А, непосвященные испытуемые чаще были склонны называть Ru E: правильный ответ, не предлагавшийся ассистентами. Даже когда меньшинство ошибалось (указывая, например, Rn U), непосвященные испытуемые все же стремились давать ответы правильные, но трудные (указывая, например, R и А). Что касается большинства, то в лучшем случае его ответы точно воспроизводились. Когда большинство давало верный ответ (указывая, например, R и А), непосвященные испытуемые в свою очередь часто говорили также R и А. Если же большинство ошибалось (указывая R и U), непосвященные испытуемые часто следовали его примеру, называя также R и U.
Из этого эксперимента следует извлечь следующий урок: влияние большинства очень значительно. Если большинство дает верный ответ, то испытуемые часто следуют его примеру. Но случается, что примеру большинства следуют и тогда, когда оно ошибается. В этом случае мнение большинства может противоречить правильному решению. Если точки зрения меньшинства имеют значение, то это потому, что они побуждают индивидов пересмотреть ситуацию. Обычно люди не следуют примеру меньшинства. Однако новые соображения, вызванные высказываниями меньшинства, позволяют найти оригинальные и соответствующие ситуации решения, о которых никто и не подумал бы без влияния меньшинства. Конфликты, порождаемые мнением меньшинства, могут, следовательно, сделать процесс принятия решения более творческим и дать возможность прийти к более правильным решениям.