Цель — дать возможность участникам группы получить но
вый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие
в результате прикосновений, физического контакта с партне
ром, дать возможность почувствовать большее доверие к лю
дям, участвующим в группе тренинга.
Описание упражнения. Упражнение выполняется молча.
Ведущий просит участников встать в два концентрических
круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги на-
инают двигаться в противоположные стороны и останавлива-
тся по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга
Упражнение «Я боюсь»
Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе
«зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя
многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстро
ить применительно к себе самим фразы по следующему шаб
лону:
«Я боюсь чего-то, хотя другие этого не боятся». Задача каж
дого — найти в себе минимум 3 страха.
Обсуждение. «Бывают вещи, которых действительно стоит
бояться, например оголенные электрические провода, дикие
хищные животные, автомобили на большой скорости. Но быва
ют и страхи менее рациональные, например страх критики,
страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли
мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные
или абсолютно нерациональные?»
Если группа долго молчит и не находится участника, кото
рый бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сооб
щая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет
высказывания каждого участника невербально или фразами:
«Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасать
ся» и т.п.
Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у
участников особых трудностей. Если возникают слишком боль
шие паузы, то можно предложить участникам самим называть
того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игру
шечный мячик, на котором написано «мой страх».