Социальная ситуация развития

Тема 5.

Подростковый возраст (10-11 - 15-16 лет)

Социальная ситуация развития

Подростковый возраст относится к числу переходных и кри­тических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подрост­ков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориента­цией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взросло­сти», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Центральным фактором физического развития в подростко­вом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появ­ляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли (17).

Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоин­ство его личности, считались с его мнением. Переоценка сво­их возросших возможностей определяет стремление подрост­ков к известной независимости и самостоятельности, болез­ненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым (17).

Таким образом, социальная ситуация развития определя-: ет переходность и кризисность этого возраста. Особенности протекания и проявления подросткового периода определя­ются конкретными социальными обстоятельствами жизни и \ развития подростков, их общественным положением в мире \ взрослых. Еще К.Левин связал причины конфликтного типа j

развития подростков с их «переходным» положением в обще­стве. Он констатировал, что в современном обществе сущест­вуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он нахо­дится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности Левин видел источник специфических осо­бенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв ме­жду двумя группами и длиннее период неприкаянности под­ростка, тем с большими трудностями протекает подростко­вый период (цит. по (5)).

Л.С.Выготский полагал, что «кризис» переходного возрас­та связан с двумя факторами: возникновением новообразо­вания в сознании подростка и перестройкой отношений меж­ду ребенком и средой: эта перестройка составляет главное со­держание «кризиса» (4). Особенностями социальной ситуа­ции развития, особым положением подростков по отноше­нию к миру взрослых и особым характером взросления на этом этапе объясняют «переходность» и «кризисность» этого возраста Д.И.Фельдштейн и И.С.Кон. Они отмечают, что вступление в жизнь - не одномоментное событие, а длитель­ный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных усло­виях (6).

Подростковый возраст занимает важную фазу в ходе взро­сления, в общем процессе становления личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в форми­ровании нравственных представлений и социальных устано­вок (6).

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап пси­хического развития. Говоря о нем, важно учитывать разли­чия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практиче­ски приходится ориентироваться на типичное, характерное

для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и осо­бенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, стоя­щий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые фор­мы общественных отношений (6).

Подростковый возраст от 11 до 15-16 лет - переходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подростки -школьники и находятся на иждивении родителей или госу­дарства. Их основная деятельность - учеба. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется мак­симальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взро­слости. Оно выражается в том, что уровень притязаний под­ростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него (6).

Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ре­бенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка вся­чески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отно­шения полов играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подро­стку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов (6).

Переходный возраст всегда считался критическим из-за резких и всеобъемлющих изменений личности. Изменения личности связаны с особой социаль­ной ситуацией в подростковом возрас­те, но они связаны и с половым созре­ванием ребенка. Последнее проявля­ется в том, что подростку, испыты­вающему в пубертате множество фи­зических, физиологических и психо­логических изменений (появление по-

Пубвртат - период

полового созревания,

характеризующийся

бурным,

неравномерным

ростом и развитием.

организма.

лового влечения изменяет всю систему мотивов), бывает трудно удерживать субъективное чувство целостности и ста­бильности своего «я», чувство идентичности.

Все же наиболее существенные изменения личности ре­бенка в подростковом возрасте, по мнению отечественных психологов, определяются социальными факторами. Так, Л.С.Выготский подходил к подростковому периоду как к ис­торическому образованию. Как и П.П.Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подрост­кового возраста заметно варьируют в зависимости от уров­ня развития общества. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и измен­чивый период, который отсутствует у дикарей и при небла­гоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокра­щаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением оконча­тельной социальной зрелости» (4).

Как отмечают Д.И.Фельдштейн и И.С.Кон, возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром лю­дей». И сам этот мир воспринимается им именно через по­средство взрослых людей. Подросток ждет от них понима­ния, доверия.

Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непо­слушание, замкнутость, негативизм (6).

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямст­во отнюдь не представляют собой обязательных черт харак­тера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические осо­бенности, как следствие недоработок воспитания порой воз­никают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющие­ся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игно­рирование взрослыми истинных мотивов поведения подро­стка, реагирование лишь на внешний результат его деятель­ности или, что еще хуже, приписывание подростку не соот­ветствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой,1 противоположный смысл (6). Как отмечают Д.И.Фельдш-тейн и И.С.Кон, подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно кон­тролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придержива­ются «удобной» формулы: подросток - ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже потому, что они взрослые (6).

Ошибочное представление, будто подросток еще малень­кий ребенок, не способный к проявлению собственной ини­циативы, ставит того в зависимое положение, исключает воз­можность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков - понятие весьма от­носительное (6). В жизни подростка много времени отводит­ся учебе, ибо подросток - всегда учащийся. Однако он стре­мится занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельно­сти (6).

В трудах Д.И.Фельдштейна представлена система взгля­дов, позволяющих создать целостную картину ключевых ас­пектов развития подростков. В подростковом возрасте инди­вид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное об­стоятельство выдвигает на первый план разработку психоло­гических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности (14).

Таким образом, подростковый возраст относится к числу наиболее критических периодов онтогенеза. Взгляды на сущ­ность и возрастные рамки кризиса подросткового возраста не однозначны. Психологи рассматривают весь подростко­вый возраст как критический, но и внутри подросткового возраста выделяют кризис 11-12 лет. Анализ отечественных

и зарубежных концепций о сущности кризиса подросткового возраста позволит дать современную оценку значения воз­раста в целом и ведущей деятельности, характерной для под­росткового возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: