Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:
1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граждан и др.).
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).
4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт),
5. Политика в области современной инфраструктуры (жилищные условия, коммуникации, обеспеченность транспортными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслуживание).
6. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
7. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).
|
|
Всю совокупность механизмов реализации социальной политики можно объединить в следующие группы: законодательные, административные, организационные, экономические, социальные нормативы и стандарты.
В области пенсионного обеспечения предусматривалось решение следующих задач: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государственного пенсионного страхования как главной ее составляющей; рационализация условий и норм предоставления пенсии путем установления более тесной зависимости ее размера от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.
Социальные нормативы уровня жизни населения. Интегральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения как в личностном, так и в социальном аспекте высших ценностей человеческого бытия, в числе которых морально-психологические качества, уровень образованности, культуры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты (по критериям соответствия мировым стандартам).
|
|
ООН, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Понятие качества жизни населения в самом широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Важную роль для оценки уровня жизни населения играют социальные нормативы как научнообоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Таковыми являются, прежде всего, потребительские бюджеты, представляющие собой балансы доходов и расходов домашних хозяйств (семей), составленные для различных групп населения и отражающие особенности потребительских предпочтений и условий жизнедеятельности последних. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси разрабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Минимальный потребительский бюджет (МПВ) — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе потребительской корзины, а стоимостная величина определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих видов товаров и услуг и пересматривается но мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.
Минимальный потребительский бюджет разрабатывается по восьми социально-демографическим группам в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Среднедушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц в 2005 г. составлял 229,3 тыс. руб., в 2010г. — 446,2 тыс., с 1 мая 2013 – 974 тыс. При этом в его структуре доля расходов на питание составляет около 60 %. Следует подчеркнуть, что именно МПБ является бюджетом, позволяющим человеку (семье) обеспечивать простое воспроизводство в течение всего жизненного цикла. Данный социальный норматив положен в основу определения величины устанавливаемых государством минимальных социальных стандартов.
Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, включая обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» он как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам: (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, пособий). С 1993 г. основным критерием признания граждан малообеспеченными является величина среднедушевого дохода ниже БПМ.
Динамика величины минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь, тыс. руб
Показатель | На 1.11.2013 г |
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц) | 1659,400 |
Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц) | 1047,58 |
Минимальная заработная плата (на начало года) | 1466,230 |
На 1.11.2013.г.:
|
|
При стаже 45 лет средний размер пенсии составит 3311000 руб.
Средняя пенсия по возрасту 2174000 руб.
Средняя заработная плата составит 4037000 руб.
Тарифная ставка 1 разряда 260 000 руб.
К социальным нормативам уровня жизни населения относятся государственные минимальные социальные стандарты — минимальные уровни государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В эту систему включены минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности, минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки (пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, единовременные выплаты и социальные пособия малообеспеченным гражданам) и социального обслуживания.
Размер минимальной, заработной платы (MЗП) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и выступает в качестве социального стандарта низшей границы оплаты труда работников. В стране выработан механизм определения МЗП, предписывающий необходимость учета экономических возможностей государственного и местных бюджетов, а также соотношения размеров МЗП и социальных нормативов (Б11М и МПБ). В соответствии с Законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее размер в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
Важным критерием благополучия населения выступает соотношение минимальной зарплаты и МПБ, которое последовательно улучшается — с 62,3 % в 2005 г. до 66,7 % на начало 2010 г. и 87,9 % — в сентябре 2011 г. Предусмотрено ежегодное установление с 1 января размера месячной МЗП на уровне не ниже размера МПБ семьи из четырех человек в целях обеспечения этого размера на уровне не менее трети от начисленной среднемесячной заработной платы, что позволит усилить социальную защищенность низкооплачиваемых категорий работников, прежде всего бюджетной сферы.
|
|
Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура. Важнейшим социальным индикатором уровня жизни выступают доходы населения — находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования собственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пенсии, пособия, стипендии и др.) и т.д.
Реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы — денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.
Структура денежных доходов населения Республики Беларусь, %
Показатель | Годы | |
Денежные доходы — всего | ||
В том число: оплата труда | 65,4 | 63,9 |
трансферты населению | 20,0 | 20,7 |
доходы от собственности | 2,5 | 3,8 |
доходы от предпринимательской деятельности | 10,6 | 10,5 |
прочие доходы | 1,5 | 1,1 |
В структуре денежных доходов населения наметилась тенденция снижения доли оплаты труда — с 65,4 % в 2011 г. до 63,9 % в 2012 г.
В наибольшей степени риску бедности подвержено население, проживающее в сельской местности, уровень малообеспеченности которого в 2 раза выше, чем в городах, что обусловлено низким уровнем заработной платы при ограниченных возможностях альтернативного трудоустройства, недостаточными темпами развития сельского предпринимательства. Следует также учитывать тот факт, что на селе существует и «сезонная бедность», проявляющаяся в падении доходов населения в осенне-зимний период.
Динамика основных показателей заработной платы в Республике Беларусь
Показатель | 2012 год |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 3676,9 |
Реальная заработная плата, % к предыдущему году | |
Соотношение среднемесячной заработной платы и МПБ (покупательная способность зарплаты), % | |
Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб. | 1885,5 |
Реальный размер назначенных пенсий, % к предыдущему году | 164,6 |
Минимальный размер пенсии по возрасту, тыс. руб. | 1343,5 |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с БПМ пенсионера, % | 259,3 |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы, % | 39,8 |
Государственная адресная социальная помощь включает:
– единовременное социальное пособие малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых ниже 150 % БПМ в среднем на душу населения. Размер данного пособия составляет до 500 % критерия нуждаемости (282 тыс. руб. в I полугодии 2011 г., число его получателей — 10,2 тыс. чел.);
– ежемесячное социальное пособие, предоставляемое гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже БПМ;
– социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации для детей в возрасте до 18 лет, не признанных инвалидами, но нуждающихся в них по медицинским показаниям, а также инвалидам третьей группы;
– безналичные жилищные субсидии.
В 2012 г. ГАСП получили более 165 тыс. чел. Основная доля социальных выплат пришлась на многодетные и неполные семьи, воспитывающие детей.
Структура бюджетных ассигнований показывает, что гарантирование доходов населения и социальное обеспечение — одно из приоритетных направлений социальной политики. Объемы средств, направляемые на социальные выплаты, ежегодно возрастают. Расходы бюджета государственного социального страхования и консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную защиту составляют свыше 12 % ВВП. Следует также учитывать, что значительная часть социальной поддержки идет через государственное субсидирование транспортных расходов, жилищно-коммунальных услуг и др.
В структуре денежных расходов населения более 80 % приходится на покупку товаров и оплату услуг. Удельный вес этой статьи расходов, как и накопления сбережений, постоянно снижается. Растут же налоги и сборы.
В потребительских расходах домашних хозяйств наибольший удельный вес занимают затраты на продукты питания – свыше 50 % в 2012 г., более 37 % приходится па покупку непродовольственных товаров. Более чем в 2 раза за этот период увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ, транспорта и связи (до 7 %).
Для решения проблемы формирования рациональной структуры потребления продуктов питания и наиболее полного обеспечения непродовольственными товарами необходимо:
– достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного уровня питания;
– обеспечение рациональной структуры потребления непродовольственных товаров;
– существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Выполнение данных задач предусматривается на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения, оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Цели и задачи социальной политики па 2011—2015 гг. Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами исходя из ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах по социально-экономическому развитию страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года.
Главная цель социальной политики — обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответствии с поставленной целью приоритетными направлениями социальной политики являются:
– укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
– обеспечение эффективной занятости населения, в том числе путем модернизации существующих и ввода новых высокопроизводительных рабочих мест;
– повышение реальной заработной, платы как основного источника денежных доходов граждан, обеспечение ее более тесной увязки с конечными результатами производства и ростом производительности труда;
– формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям;
– совершенствование социальной защиты населения за счет усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективности и доступности социального обслуживания;
– дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.
Основными задачами политики занятости и рынка труда определены:
– формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
– повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
– стимулирование занятости путем организации новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах, а также в сфере услуг;
– создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины.
Оптимизация численности кадрового персонала будет сопровождаться разработкой планов социально ответственной реструктуризации организаций, направленных на проведение упреждающих мер по профессиональной переподготовке высвобождающихся работников, их дальнейшему трудоустройству.
Главными целями политики доходов являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Политика государства в этой области будет направлена на:
– повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
– дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.
Поступательный рост заработной платы предусматривается обеспечить путем:
– предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
– установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
– создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
– роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.
Актуализируется необходимость усиления мотивационного потенциала заработной платы и увязки механизма ее роста с результатами труда. Мотивация труда будет базироваться на создании новых гибких систем его оплаты, внедрении прогрессивных видов премирования во взаимоувязке с показателями производительности, качества продукции, рентабельности продаж, а также личным вкладом каждого работника в повышение эффективности деятельности организации. Цель дальнейшего увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы заключается в последовательном приближении тарифной ставки первого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума. Реализация намеченных мер обеспечит рост реальной заработной платы за пятилетие в 1,8—1,9 раза, располагаемых денежных доходов населения — в 1,70—1,76 раза.
В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого предусматривается:
– поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
– определение минимальных государственных пенсионных гарантий по снижению уровня малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
– повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, с ориентацией на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
– содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников.
Рост реальной средней пенсии по возрасту в 2011—2015 гг. будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы. Размер реальной пенсии по возрасту намечается увеличить не менее чем в 1,8–1,9 раза, ее минимальный размер превысит прожиточный минимум пенсионера.
Главными задачами социальной защиты населения определены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах. Предусматривается достижение эффективности социальной поддержки населения путем:
– выработки действенных мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
– усиления адресности оказания социальной помощи;
– внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
– создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
– улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания (создание домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе).
Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи будет нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации административных процедур, рационального расходования бюджетных средств. Формирование единой системы поддержки малообеспеченных категорий граждан, включение в систему ГАСИ пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначаемых с учетом доходов семьи, упростит процедуру получения социальной помощи, повысит ее доступность и значимость.
Дальнейшее развитие получит система социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не может обходиться без посторонней помощи. В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвалидов предусматривается создание безбарьерной среды их жизнедеятельности. Будет расширен перечень учреждений (специальностей), обеспечивающих получение инвалидами профессионально-технического и высшего образования. Намечены меры по внедрению новых технологий и методик социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, расширению производства необходимых для них технических средств с использованием современного оборудования, комплектующих и материалов. Особое внимание будет уделено ветеранам войны, лицам, пострадавшим от последствий боевых действий, а также одиноким и одиноко проживающим людям, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Акцепт будет сделан на усиление их социальной поддержки, дальнейшее развитие стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания. Планируется разработка правового механизма, регламентирующего взаимодействие государства с негосударственными коммерческими организациями при оказании социальных услуг в рамках государственного социального заказа.
3. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны
Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности отдельных государств и обусловила необходимость разработки ими собственных стратегий национальной безопасности.
Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым документам в данной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рассмотрены основные тенденции современного мира и национальные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечении последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демографическая, информационная, военная и экологическая безопасность.
В Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Как важнейшая составляющая общей системы национальной безопасности она помимо экономики затрагивает практически все стороны жизни государства и общества. Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных интересов, которые заключаются в укреплении независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости ее границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития граждан, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Подход к экономической безопасности как важнейшему блоку системы национальной безопасности обусловлен прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.
В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов человека, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая и внешнеэкономическая безопасность.
Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка денных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.
Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства:, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукций, и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. В нашей республике национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия.
Энергетическая безопасность — важнейшее слагаемое экономической безопасности, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Следует отметить, что, по определению Мирового энергетического совета, энергетическая безопасность — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы в конкретных экономических условиях. Для энергетической безопасности Беларуси важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков.
Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, в ряде государств — природного газа, нефти, угля; в Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.
При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает в условиях развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, при наличии резервов или хранилищ топлива.
Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
– конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
– объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
– товарную диверсификацию экспорта и импорта;
– долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
– внешнюю задолженность.
Основными внутренними источниками угроз национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
– недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;
– изношенность производственных мощностей;
– недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
– малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
– отсутствие необходимых объемов и низкое качество иностранных инвестиций;
– структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом;
– низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;
– наличие административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;
– несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики;
– неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
– низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта;
– рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;
– недостаточный объем золотовалютных резервов и значительная доля проблемных банковских кредитов;
– отсутствие должной мотивации работников и эффектовному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества;
– неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения;
– профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;
– отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня;
– снижение численности трудоспособного населения;
– необеспеченность части, жителей страны доступным и качественным жильем, нерешенность жилищных проблем;
– невысокий организационно-технологический уровень развития социальной сферы.
К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся:
– ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
– принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;
– возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, но производимые в республике;
– вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;
– нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
– несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;
– применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;
– непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на белорусскую экономику;
– ужесточение технических и экономических стандартов и требований;
– развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, целенаправленное ограничение ее транзитных возможностей;
– дискриминация страны в рамках международных союзов и образований.
Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики. Решающее значение при этом имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики.
Во внутренней политике экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Важнейшие показатели экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы включен раздел «Экономическая безопасность страны», где определены важнейшие ее индикаторы (табл. 8.6).
Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь
Индикатор | Пороговое значение | Годы | |||
отчет | оценка | прогноз | |||
Уровень малообеспеченности, % | Не более 10 | 5,4 | 6—5 | 7,5—6,5 | 6—5 |
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к активной части населения, % | Не более 8 | 0,9 | 0,7 | 1,2—1,5 | 1,5—2,0 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВВП | Не менее 1 | 0,64 | 0,61 | 1,2—1,4 | 2,5—2,9 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, % | Не менее 20 | 10,9 | 11,0 | 12—13 | 20—21 |
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП | По менее 25 | 31,6 | 33,3 | 37,5 | |
Коэффициент обновления основных средств, % | Не менее 5 | 4,6 | 4,7 | 7,5 | |
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), % | Не менее -5 | -11,3 | -13,6 | -8,9- -9,0 | 0,5—0,6 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности, % | Не менее 10 | 6,7 | 6,8 | 8—9 | 14—15 |
Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП | Не более 3 | -0,7 | -2,6 | -3,0 | -1,6 |
Внешний государственный долг, % к ВВП | Не более 25 | 16,2 | 17,5 | 21,5 | |
Внутренний государственный долг, % к ВВП | Не более 20 | 1,8 | 1,3 | 1,4 | 3,3 |
Платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, % | Не более 10 | 3,5 | 2,6 | 7,2 | 8,4 |
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке, % | Не более 10 | 1,2 | 2,7 | 3,9 | 7,1 |
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, мес. | Не менее 3 | 2,4 | 1,7 | 1,9 | 3,0 |
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, % | Не менее 30 | 20,3 | 20,5 | 22,2 | 28—30 |
Доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота, % | Не более 25 | 15,9 | 17,0 | 16—17 |
Как видно из таблицы, в настоящее время пороговые значения экономической безопасности Республики Беларусь не соблюдены по таким индикаторам, как сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), рентабельность продаж в организациях промышленности, доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, коэффициент обновления основных средств, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, внутренние затраты на научные исследования и разработки.
Таким образом, главная задача в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011—2015 гг. состоит в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода ее показателей за пределы предусмотренного коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической жизни страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.
В сфере финансовой безопасности предстоит обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики, повысить рентабельность продаж и эффективность использования средств государственного бюджета.
В сфере продовольственной безопасности предусматривается поддержание доли импорта в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в 2015 г. на уровне не более 17 %.
Ослабление угроз энергетической безопасности будет осуществляться посредством проведения энергосберегающей политики и повышения энергоэффективности экономики, внедрения современных энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов. Удельный вес собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства в 2015 г. составит 28—30 %.
В сфере внешнеэкономической безопасности предстоит решить главную задачу — выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами путем последовательного сокращения дефицита внешней торговли и сформировать положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Решение поставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего развития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления темпов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных товаров по отношению к темпам роста ВВП.
Стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности на основе, во-первых, сохранения приоритетного развития отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, развития национальной экономики в условиях внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и с учетом других глобализационных процессов.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?
2. Какими институциональными инструментами воздействия на экономику располагает государство?
3. Приведите классификацию государственных органов управления по характеру властных функций.
4. Назовите органы государственного управления, осуществляющие исполнительную власть.
5. Охарактеризуйте важнейшие субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
6. Сопоставьте прямые и косвенные методы экономического регулирования.
7. Приведите основные элементы государственного регулирования экономики.
8. Охарактеризуйте понятие «конкуренция».
9. Какова роль конкуренции в формировании конкурентной среды?
10. Какие задачи решает демонополизация национальной экономики?
11. Обоснуйте стратегическую цель и основные направления развития государственной антимонопольной политики.
12. Назовите сферы и звенья финансовой системы.
13. Какова главная цель современной бюджетно-финансовой политики?
14. Что обозначает термин «консолидированный бюджет»?
15. Приведите основные источники доходов бюджета.
16. Перечислите основные направления расходов бюджета.
17. Что означает понятие «социально ориентированный бюджет»?
18. Дайте определение налоговой системы, назовите особенности ее формирования в современной экономике.
19. Назовите виды налогов, сборов (пошлин) но действующей налоговой классификации в Республике Беларусь.
20. В чем заключаются основные задачи в области налогообложения на ближайшую перспективу?
21. Дайте определение денежной системе страны, приведите основные ее элементы.
22. Какими особенностями характеризуется денежная система Республики Беларусь?
23. Что понимают под денежно-кредитной политикой? Какие типы монетарной политики Вы знаете? Объясните специфику каждого из них.
24. Каковы основные методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь?
25. Обоснуйте цели денежно-кредитной политики на современном этапе.
26. Перечислите и охарактеризуйте структурные элементы национальной валютной системы.
27. Что представляет собой валютный курс?
28. Что следует понимать под валютными ограничениями и валютным контролем, каковы их цели?
29. Дайте характеристику национального внутреннего валютного рынка.
30. Дайте характеристику национального внутреннего валютного рынка.
31. В чем заключаются особенности золотовалютных резервов Республики Беларусь?
32. Какие валютные операции в соответствии с законодательством Республики Беларусь относятся к текущим и операциям, связанным с движением капитала?
33. Назовите основные формы валютной политики.
34. Охарактеризуйте эволюцию режимов валютного курса в Республике Беларусь.
35. В чем состоит различие между планом и прогнозом?
36. Что представляет собой директивное и индикативное планирование?
37. Дайте классификацию действующих прогнозных и программных документов.
38. Каков порядок разработки прогнозных документов, в чем их различия по методологии и методам разработки?
39. Какие целевые ориентиры, приоритетные направления и систему мер определяет Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы?
40. Что следует понимать под национальной безопасностью, каковы ее цели и задачи?
41. Приведите определение экономической безопасности, выделите ее уровни и виды.
42. Назовите внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.
43. Какими показателями определяется экономическая безопасность?
44. В чем заключаются важнейшие задачи по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь в 2011— 2015 гг.?
45. Назовите основные угрозы производственной безопасности в Беларуси.
46. Обоснуйте основные задачи по обеспечению финансовой безопасности страны.
47. Что требуется для обеспечения продовольственной безопасности республики?
48. Каковы основные направления повышения энергетической безопасности Беларуси?
49. Охарактеризуйте важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономическую безопасность.
Литература
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. — Минск: Амалфея, 2009.
2. Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник / В.В. Герасименко. — М: ЗКСМО, 2007.
3. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан; пер. с англ. В. Лукашевича; под общ. ред. В. Лукашевича. – М.: Финстатинформ, 1993.
4. Дорина, Е.Б.Организация государственного управления: учеб. пособие / Е.Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2011.
5. Мясникович, М. В. Методологическое обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь / М.В. Мясникович // Экон. бюл. НИЭИ Минэкономики РБ. — 2011. — № 5.
6. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Д.Г. Черника. — Изд-во «Юнити-ДАНА», 2010.
7. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. Б.Н. Шимова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2012. – 651 с.
8. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2003 г., № 226-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 июня 2010 г., № 132-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный pecypc] / ООО «ЮрСпектр», Над. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2009.