РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
НАПРАВЛЕНИЕ ООП 131000 «Нефтегазовое дело»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр техники и технологии
ПРОФИЛИ «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта»; «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки»
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.
КУРС 2 СЕМЕСТР 4
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 5
ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3.Б2 «Теоретическая и прикладная механика», Б3.Б3 «Материаловедение и технология конструкционных материалов», Б3.Б4 «Электротехника», Б3.Б5 «Химия нефти и газа», Б3.Б6 «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика», Б3.Б7 «Термодинамика и теплопередача», Б3.Б8 «Безопасность жизнедеятельности», Б3.В1 «История нефтегазовой отрасли и основы нефтегазового дела», Б3.В2 «Геология нефти и газа»
КОРЕКВИЗИТЫ вариативная часть профессионального цикла подготовки бакалавров и Производственная практика
ИТОГО 3 недели
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная
ВИД АТТЕСТАЦИИ зачет
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ИПР, кафедра ТХНГ,
|
|
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ТХНГ А.В. Рудаченко
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП Н.Г. Квеско
ПРЕПОДАВАТЕЛИ В.Г. Крец,
Н.В. Чухарева,
В.Г. Крец
В.А. Рудаченко
2011 г.
1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В соответствии с целями ООП 131000 «Нефтегазовое дело»
Код цели | Формулировка цели | Требования ФГОС и заинтересованных работодателей |
Ц1 | Готовность выпускников к производственно-технологической и проектной деятельности, обеспечивающей модернизацию, внедрение и эксплуатацию оборудования для добычи, транспорта и хранения нефти и газа | Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров ОАО «ТомскНИПИнефть» и предприятий нефтегазовой промышленности, предприятия ООО «Газпром», АК «Транснефть» |
Ц2 | Готовность выпускников к междисциплинарной экспериментально-исследовательской деятельности для решения задач, связанных с разработкой инновационных эффективных методов бурения нефтяных и газовых скважин, разработкой и эксплуатацией месторождений углеводородов, их транспорта и хранения | Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров Институт химии нефти СО РАН и предприятий нефтегазовой промышленности, предприятия ООО «Газпром», АК «Транснефть» |
Ц3 | Готовность выпускников к организационно-управленческой деятельности для принятия профессиональных решений в междисциплинарных областях современных нефтегазовых технологий с использованием принципов менеджмента и управления | Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей |
Ц4 | Готовность выпускников к умению обосновывать и отстаивать собственные заключения и выводы в аудиториях разной степени междисциплинарной профессиональной подготовленности | Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей |
Ц5 | Готовность выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в условиях автономии и самоуправления | Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей |
Общей целью профессионально-ориентирующей учебной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общетехнических дисциплин, приобретение студентами практических знаний в области эксплуатации и обслуживания объектов транспорта и хранения нефти и газа, производственное обучение и получение рабочей квалификации по профессии ''Трубопроводчик линейный'' 3-го разряда.
|
|
2. МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Профессионально-ориентирующая учебная практика входит в перечень Б5 «Производственные практики» подготовки бакалавра по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» и является обязательной компонентой блока «Практики и научно-исследовательская работа».
Взаимосвязь профессионально-ориентирующей учебной практики с другими составляющими ООП следующая:
· ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3.Б2 «Теоретическая и прикладная механика», Б3.Б3 «Материаловедение и технология конструкционных материалов», Б3.Б4 «Электротехника», Б3.Б5 «Химия нефти и газа», Б3.Б6 «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика», Б3.Б7 «Термодинамика и теплопередача», Б3.Б8 «Безопасность жизнедеятельности», Б3.В1 «История нефтегазовой отрасли и основы нефтегазового дела», Б3.В2 «Геология нефти и газа»
· КОРЕКВИЗИТЫ вариативная часть профессионального цикла 5-ти профилей подготовки бакалавров и Производственная практика
Задачами профессионально-ориентирующей учебной практики являются:
· приобретение студентами практических знаний и навыков в области нефтегазового дела в соответствии с профильностью кафедры бурения нефтяных и газовых скважин (в области бурения, обучение и получение рабочей квалификации, например, по профессии «Помощник бурильщика»), в соответствии с профильностью кафедры геологии и разработки нефтяных и газовых месторождений (профессия «Оператор по добыче нефти и газа») и профильностью кафедры транспорта и хранения нефти и газа (в области эксплуатации и обслуживания объектов транспорта и хранения нефти и газа, производственное обучение и получение рабочей квалификации по профессии «''Трубопроводчик линейный»'' 3-го разряда).
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В соответствии с ООП направления подготовки бакалавров 131000 «Нефтегазовое дело» результаты профессионально-ориентирующей учебной практики следующие:
Код результата | Результат обучения (выпускник должен быть готов) | Требования ФГОС, критериев и/или заинтересованных сторон |
В соответствии с общекультурными компетенциями | ||
Р1 | Приобретение профессиональной эрудиции и широкого кругозора в области математических, естественных и социально-экономических наук и использование их в профессиональной деятельности | Требования ФГОС ВПО (ОК-1, 2, 3, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-20, ОК-21), (EAC-4.2a) (ABET-3A) |
Р2 | Уметь анализировать экологические последствия профессиональной деятельности в совокупности с правовыми, социальными и культурными аспектами и обеспечивать соблюдение безопасных условий труда | Требования ФГОС ВПО (ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18, ОК-19, ОК-22) |
Р3 | Уметь самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности | Требования ФГОС ВПО (ПК-1) (ABET-3i). |
В соответствии с профессиональными компетенциями | ||
в области общепрофессиональной деятельности | ||
Р4 | Грамотно решать профессиональные инженерные задачи с использованием современных образовательных и информационных технологий | Требования ФГОС ВПО (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5) (EAC-4.2d), (ABET3e) |
в области производственно-технологической деятельности | ||
Р6 | внедрять в практическую деятельность инновационные подходы для достижения конкретных результатов | Требования ФГОС ВПО (ПК-9, ПК-10, ПК-11) |
в области экспериментально-исследовательской деятельности | ||
Р9 | Определять, систематизировать и получать необходимые данные для деятельности в сфере нефтегазовой отрасли | Требования ФГОС ВПО (ПК-17) |
В соответствии с ООП направления подготовки бакалавров 131000 «Нефтегазовое дело» взаимное соответствие целей ООП и результатов профессионально-ориентирующей учебной практики следующее
|
|
Результаты обучения | Цели ООП | ||||
Ц1 | Ц2 | Ц3 | Ц4 | Ц5 | |
Р1 | + | + | + | ||
Р2 | + | + | |||
Р3 | + | + | |||
Р4 | + | + | |||
Р6 | + | + | |||
Р9 | + | + |
В результате профессионально-ориентирующей учебной практики студент должен продемонстрировать результаты образования, в соответствии с данными ООП направления подготовки бакалавров 131000 «Нефтегазовое дело»: знания – З.4.27, З.6.16, З.9.28, З.9.29; умения – У.1.23, У.1.27, У1.28, У.2.9; владение – В.2.8, В.2.9, В.3.10, В4.25 (см. ООП).
В развернутом виде результаты образования применительно к профессионально-ориентирующей учебной практике следующие:
Студент знает: | ||
– | Требования по оформлению отчета по профессионально-ориентирующей учебной практики | (ОК-1) (ОК-3) (ПК-1) (ПК-4) (ПК-5) (ПК-21) (ПК-24) |
– | Пути достижения результатов учебной профессионально-ориентирующей практики | (ПК-1) (ПК-3) (ПК-4) (ПК-6) |
– | Сферу деятельности предприятий направления «Нефтегазовое дело» | (ПК-1) (ПК-6) (ПК-7) (ПК-10) |
– | Основные технологии нефтегазовых предприятий | (ПК-7) (ПК-8) (ПК-9) (ПК-10) |
Студент умеет: | ||
– | Использовать кругозор в области математических, естественных и социально-экономических наук при прохождении профессионально-ориентирующей учебной практики | (ОК-13) (ОК-14) (ПК-2) (ПК-19) |
– | Сочетать учебную и производственную деятельность, нести ответственность за её результаты | (ОК-9) (ОК-10) (ПК-2) (ПК-3) (ПК-6) |
– | Использовать основные положения и методы гуманитарно-социальных и экономических наук при решении профессиональных задач | (ОК-14) (ОК-15) |
– | Использовать правила безопасности труда и охраны окружающей среды на производственных объектах | (ПК-3) (ПК-9) (ПК-10) |
Студент владеет: | ||
– | Комплексом мер по обеспечению безопасности труда | (ПК-8) (ПК-9) (ПК-10) |
– | Методами оценки экологических последствий при производственной деятельности | (ПК-8) (ПК-10) |
– | Навыками самостоятельного поиска и выбора необходимой информации для осуществления профессионально-ориентирующей учебной практики | (ПК-6) (ПК-17) (ПК-21) |
– | Методами представления и защиты результатов профессионально-ориентирующей учебной практики | (ОК-9) (ПК-1) (ПК-5) |
В процессе прохождения профессионально-ориентирующей учебной практики студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции, сформированные в соответствии с ФГО СВПО по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», квалификация «бакалавр», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 28.10.2009 № 503:
|
|
Компетенции | Код компетенции |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
способность: | |
обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения | ОК-1 |
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | ОК-3 |
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | ОК-9 |
уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков | ОК-10 |
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | ОК-13 |
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции | ОК-14 |
понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности | ОК-15 |
Профессиональные компетенции (ПК) | |
общепрофессиональные способности: | |
самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии | ПК-1 |
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | ПК-2 |
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | ПК-3 |
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией | ПК-4 |
составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию | ПК-5 |
производственно-технологическая деятельность способность: | |
применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику | ПК-6 |
осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья | ПК-7 |
эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья | ПК-8 |
оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве | ПК-9 |
применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды | ПК-10 |
экспериментально-исследовательская деятельность способность: | |
изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов | ПК-17 |
использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности | ПК-19 |
проектная деятельность способность: | |
осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов | ПК-21 |
составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы | ПК-24 |