Решение. Доводы, приводимые взрослыми, их чувства и переживания перестали волновать сына, потому что произошли изменения на личностно-психологическом уровне. Произошел переход от «нормы» к «болезни».
Вопрос. Что толкает подростков на самоубийство?
Ответ. Чаще всего это связано с тем, что подростки видят свое будущее в черных красках, как безрадостную реализацию стереотипа: учеба, работа, семья, дети... Поэтому одни ударяются в алкоголь, наркотики, у других возникает мысль о самоубийстве.
Смерть приобрела сегодня черты виртуальной реальности, навязываемой компьютерами. Свою лепту вносят и лживые средства массовой информации, особенно телевидение, кино. Девочки больше склонны думать о самоубийстве, но совершают их в 5 раз меньше, чем мальчики.
Ситуация. Надя (15 лет) после суицидной попытки пишет:
«Меня спрашивают, зачем я это сделала, а я думаю, зачем мне не дали это сделать. У меня все есть... Но я всю жизнь для родителей не такая. Я должна делать, как они хотят — худеть, поправляться, учиться, отдыхать, выбирать друзей. Когда я была маленькая, я думала, что в чем-то виновата, что должна исправиться — мне просто хотелось, чтобы меня обняли, прижали к себе, говорили со мной просто так, а не для чего-то.
|
|
Потом я влюбилась. Мне было хорошо с ним — я чувствовала себя свободно. Он был старше и ушел от меня, потому что я "из детсадовского возраста не вышла". Опять не такая! Я никому не нужна такая, какая есть, и себе теперь тоже. Я устала».
Проведите психологический анализ родительского воспитания Нади.
Решение. Воспитание должно осуществляться в плане личностно-ориентированного к нему подхода.
Цель воспитания:
Ø обеспечить психологическую защищенность ребенка, доверие к миру, радость бытия (психическое здоровье);
Ø формировать личностную культуру;
Ø развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозирования и содействия в развитии личности);
Ø формировать знания, умения, навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Иногда родители исходят из тезиса: не умеешь — научим, не хочешь — заставим. На деле это оборачивается морально-психологическим насилием. И здесь есть границы, за которые заступать нельзя.
Ситуация. Взрослые стремятся поразить воображение подростка как можно более отталкивающими примерами из жизни людей, которые деградировали под влиянием алкоголя и наркотиков: физиологические последствия, болезни, преждевременная смерть и др.