Темперамент и деятельность

Какой из типов темперамента наилучший? Большинство не задумываясь выбирают сангвиника. Правы ли они? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо измерить эффективность деятельности человека каждого темперамента, пронаблюдать специфику его деятельности. В знаменитой карикатуре Х.Бидструпа талантливо показано, как в одинаковой ситуации люди разных типов темперамента по разному ведут себя, но можно ли однозначно сказать, какое поведение является самым правильным?

Исследования, проводившиеся с целью выявления зависимости между уровнем развития интеллекта и типом темперамента показали, что люди с высоким IQ могут иметь самые различные темпераменты, а люди с одинаковым типом темперамента обнаруживают самые разные умственные способности.

Темперамент сказывается на скорости, беглости умственных операций, устойчивости и переключаемости внимания, динамике втягивания в работу, эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени напряжения или утомления. Однако, свойства темперамента не предопределяют самих умственных возможностей человека.

Так группе учеников предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания ученики со слабой нервной системой решили больше задач в начале урока (сказывалась повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они быстрее уставали; ученикам с сильной нервной системой требовалось время на «раскачку», но они могли дольше выполнять задания.

Если в умственной работе выделить три этапа - подготовительный, исполнительный и контрольный, то люди с сильной нервной системой мало времени уделяют подготовительному и контрольному этапу (не пользуются черновиком, не проверяют, не исправляют работу), тогда как слабая нервная система требует продолжительного подготовительного этапа (все подготовить для работы, проверить, настроиться на работу эмоционально) и контрольных действий.

Другое отличие сильной и слабой системы в планировании действий: люди с сильной нервной системой могли долгое время выполнять ряд заданий без специального планирования и распределения во времени, люди со слабой нервной системой предпочитали браться за новую работу лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.п. По конечному же результату они были одинаковы.

Измерения результативности учеников с подвижной и инертной нервной системой показали, что при высокой подвижности нервно-психических процессов задания выполняются учениками быстрее других, но из-за излишней стремительности, они пропускали элементы задания, была высокая ошибочность. Ученики с инертной нервной системой выполняли задания пунктуально и точно, без ошибок, но скорость выполнения была маленькой, происходили задержки в сроках сдачи работы.

Рис. 2. Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа)

Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного задания на другое могут оказать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты.

Итак, темперамент не влияет на конечный результат деятельности, но определяет индивидуальный стиль деятельности, т.е. определяет своеобразие способов работы.

Именно поэтому темперамент, в отличие от характера нельзя определить словом «плохой» или «хороший». Темперамент - биологический фундамент нашей личности, он связан с конституцией человека, с обменов веществ в организме. Черты темперамента наследуются, как, например, наследуется цвет глаз, форма носа и т.п. и поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент не переделать, его свойства обладают некоторой пластичностью, но это пластичность стали. Поэтому можно метать громы и молнии по поводу «консервативного» поведения «ограниченного» флегматика, иронизировать над «жалким» меланхоликом, подвергать бесконечным наказаниям «буйного» холерика и призывать к серьезности «поверхностного» сангвиника - все это не принесет желаемого результата. Надо не бороться с темпераментом, а найти способы реализации достоинств и компенсации недостатков. К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных принципов:

1) «Ни минуты покоя». Это принцип подхода к холерику, который опирается на его достоинства, (энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность) и нейтрализацию его недостатков (вспыльчивость, невыдержанность, агрессивность, нетерпеливость, конфликтность). Холерик все время должен быть занят делом, иначе его активность превратиться в конфликтность, склочность.

2) «Доверяй, но проверяй». Это лозунг в работе с сангвиником. Жизнерадостный, общительный, отзывчивый, он имеет склонность к зазнайству. Разбросанность, легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность – его недостатки. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому его необходимо постоянно контролировать.

3) «Не торопи» - это подход к флегматику. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4) «Не навреди». На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и слишком жесткие указания, т.к. он очень чувствителен даже к интонации и очень раним. Его плюсы - мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию, а минусы - низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость, злопамятность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: