Речь возникает как средство ситуативно-делового общения, в котором взрослый знакомит ребенка с разными предметами, их свойствами и помогает малышу овладеть специфическими, культурно-фиксированными действиями с ними. Чтобы у ребенка появилось желание заговорить, необходима потребность в общении со взрослым и в деятельности с предметами. Если для эмоциональных контактов вполне достаточно невербальных средств общения, то для осуществления ситуативно-делового общения ему нужно называть словами предметы, действия, обращаться к взрослому за помощью, задавать вопросы и т.п.
В ходе совместной деятельности взрослый предъявляет ребенку два основных элемента, необходимых для возникновения речи: предмет и слово, которым он обозначается. Кроме того он создает для малыша необходимость обозначить предмет словом, т.е. ставит перед ним «коммуникативную задачу». Слово «задача» в данном случае означает, что перед ребенком объективно возникает проблемная ситуация, которая требует от него именно вербального решения. Взрослый называет предмет и побуждает малыша повторить его название, просит выполнить словесную инструкцию (например, принести какой-либо предмет, показать и назвать рисунок в книжке и т.п.). Если ребенок принимает эту задачу, он старается ее решить. Если взрослый не ставит речевой задачи перед ним, может образоваться разрыв между пассивной речью, т.е. ее пониманием и активной речью самого ребенка.
Дефицит речевого общения является одной из причин задержек не только развития у ребенка речи, но и психического развития в целом. Такие факты наблюдаются в неблагополучных семьях, где дети предоставлены сами себе, и в домах ребенка, где персонал мало общается с детьми.
86 II. Особенности развития ребенка раннего возраста
5. Развитие речи
В исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, В.В. Ветровой, М.Г. Елагиной, были выявлены три составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.1
Первая из них — установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком. В работе А.Г. Рузской доказано, что развитие пассивной и активной речи происходит гораздо более высокими темпами у детей, имеющих доброжелательные и доверительные отношения со взрослыми.
Вторая составляющая — насыщение ребенка слышимой речью. В исследовании В.В. Ветровой были получены данные, свидетельствующие о том, что в возникновении речи важен не сам по себе фактор наличия вербальной стимуляции ребенка, но социальный контекст, в рамках которого возникает речь, т.е. насыщение опыта ребенка слышимой речью дает благоприятный эффект лишь в том случае, если оно включено в ситуацию общения со взрослым.
Третья составляющая — организация взрослым сотрудничества с ребенком, в ходе которого он усваивает культурно-выработанные способы и средства общения, т.е. формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи (исследование М.Г. Елагиной).