Непрерывное совершенствование человека и общества

Будущее — завтра

Предлагаемая нами система, не смотря на кажущуюся фантастичность некоторых её деталей, — проект на самое ближайшее будущее. Технических и технологических возможностей для его воплощения больше чем достаточно, и препятствует его реализации лишь сопротивление небольшой группы тех, кому нынешнее положение вещей крайне выгодно.

Предлагаемая система не требует никаких радикальных изменений в психологии людей по сравнению с нынешней, а только лишь снятия искусственно сформированного психологического барьера, побуждающего считать, будто «изменения к лучшему в принципе невозможны».

Эта система — не конечный этап развития. Она, можно сказать, — тот трамплин, с которого общество сможет взлететь к новым высотам. Хотя система не требует радикального развития технологий для своего воплощения, но сама стимулирует его. Хотя система в своём устройстве не опирается на изменения в психологии, но своим устройством побуждает их, поощряя в людях лучшее: сотрудничество и взаимовыручку, научную и творческую мысль, честность и открытость.

Система не отрицает и не уничтожает в людях желание организовать свой быт и сделать его эстетически привлекательным, но максимально облегчая удовлетворение бытовых и эстетических запросов, она позволяет абстрагироваться от них в пользу более глобальных, интересных вещей, полезных для индивидуального и социального развития.

Базовые принципы

Непрерывное совершенствование человека и общества

Человек — существо социальное. Объединяясь, люди вначале противостояли силам природы, а затем, по мере развития общества, стали преодолевать их. Биологическая эволюция уступила место эволюции социальной — развитию не вида, но общества. Именно развитие общества позволило не подстраиваться под внешнюю среду, а трансформировать её.

Общественное развитие нелинейно, в нём без труда наблюдается как прогресс, так и регресс. Но можно выделить магистральное направление социальной эволюции: всё большее усложнение общественных отношений, всё большее усложнение моральных и нравственных, исторически и культурно сформированных норм, определяющих жизнедеятельность общества.

И одновременно с усложнением общественных отношений социальные системы стремятся ко всё большей гуманизации. Если убийство простолюдина дворянином в тринадцатом веке не считалось преступлением или даже зазорным поступком, то сегодня общественная мораль благоволит заботе о голодающих и беспризорниках даже в чужих странах. Конечно, не все заботящиеся на словах заботятся и на деле, но ведь даже общепринятая декларация такого рода заботы была немыслима ещё пару веков назад.

Если рассмотреть этот процесс в пределе, то в итоге мы получим отношения, в которых для каждого другие люди важны не менее, а, быть может, даже более, чем он сам.

Именно такое положение вещей мы считаем критерием социального прогресса. Именно на это следует опираться в своих рассуждениях: не ставить своей целью улучшение жизни отдельных людей, но улучшить жизнь всего общества — тогда станет лучше каждому, а не только «избранным». Не сводить прогресс к увеличению количества материальных благ, но считать их увеличение средством для преумножения «благ духовных» — развития интеллекта и кругозора всех и каждого, научного и культурного прогресса, гармонизации человеческих отношений, повышения моральной стойкости и внутренней мотивации. Не «бороться за голоса избирателей», а делать всех граждан ответственными за жизнь общества и управляющими общественной жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: