Органы СП

Глава 4 Трудового кодекса (ст. 29—34) закрепила представительство работников и работодателей как социальных партнеров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 29 ТК).

Интересы работников организации в социальном партнерстве, в реализации права на участие в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация или иные избираемые работниками представители.

И хотя в ст. 31 ТК указано, что при отсутствии профкома, или объединении профкомом менее половины работников организации работники могут поручить иному представителю представлять их интересы, однако ни в ст. 29 ни в ст. 31 Кодекса

ничего не говорится о трудовых коллективах. В то же время, когда

говорится об общем собрании работников организации, то

имеется в виду, например, его правомочность: половина или 2/3

по отношению ко всему трудовому коллективу организации, так

что не будем «сбрасывать» совсем трудовой коллектив в социальном

партнерстве, ибо это шаг назад, а не вперед. Развитые

западные страны все больше, развивая ныне производственную

демократию, учитывают в ней и роль трудовых коллективов, что

отмечается российскими политологами.

В то же время они отмечают и следующие направления развития

экономики развитых западных стран, которые, с нашей

точки зрения, не способствуют развитию социального партнерства

в сфере труда. «Распространение информационной и коммуникационной

технологий возвестило приход нового — постиндустриального

общества»,— отмечают они, а также указывают, что

глобализация как важнейший процесс мирового развития, т. е.

нарастающая взаимосвязь и взаимозависимость экономики разных

государств и интернационализация мировой экономики

и слияние капитала идет параллельно с чрезвычайно широким

распространением высоких технологий, и что в последние десятилетия

для всех промышленно развитых стран стала характерной

тенденция к распространению двух гибких форм занятости:

работа с неполным рабочим временем и временная занятость.

Глобализация и технологическая революция в развитых странах

Запада влияют непосредственно на сокращение рабочей

силы в обрабатывающей промышленности и ее рост в сфере услуг.

Они пишут, что в экономической области предвидится сохранение

капиталистического способа производства и производственного

уклада, основанного на принципах тейлоризма и фордизма,

массовая ликвидация рабочих мест и деквалификация

рабочей силы, а на предприятиях — более изощренный и жесткий

контроль предпринимателей над наемными работниками1.

Думается, такой прогноз российских политологов, если он

сбудется, не может способствовать развитию социального партнерства,

поскольку отношения труда и капитала еще более станут

антагонистическими. Будем надеяться, что в России этого не

произойдет. Часть 3 ст. 29 ТК предусматривает, что интересы

работников в коллективных переговорах о заключении и изменении

соглашений и в коллективных спорах об этом, а также

в контроле за их выполнением и при формировании и деятельности

комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

представляют соответствующие органы профсоюзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюзов, имеют право

уполномочить профсоюзный орган организации представлять

и их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Работодатель обязан создавать условия для деятельности

представителей работников.

См.: Демократия на производстве. Практика передовых стран Запада. М,

Наука, 2001.

Представителями работодателя в социальном партнерстве согласно

ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные

им лица в соответствии с Кодексом, трудовым законодательством,

учредительными документами организации и локальными

нормативными актами.

При коллективных переговорах, заключении соглашений и

трудовых спорах о них интересы работодателей представляют

соответствующие (по уровню соглашений) объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация,

на добровольной основе объединяющая работодателей для представительства

их интересов и защиты своих членов в социальном

партнерстве с профсоюзами, органами государственной власти

и органами местного самоуправления.

Следовательно, объединение работодателей — это форма некоммерческой

организации, основанная на членстве работодателей

(юридических и (или) физических лиц).

В Российской Федерации правовое положение объединений

работодателей определяется Конституцией РФ, международными

договорами РФ и Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. «Об

объединениях работодателей»' и иными федеральными законами.

Представлять работодателей — государственные и муниципальные

организации, финансируемые из соответствующих бюджетов,

могут органы исполнительной власти, органы местного

самоуправления соответственно.

Органами социального партнерства являются создаваемые

партнерами комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

на всех их пяти уровнях, составляющих систему этого

партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянная трехсторонняя

комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

в Российской Федерации. Ее правовой статус определен Федеральным

законом от 1 мая 1999 г. «О российской трехсторонней

комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Она состоит из представителей общероссийских объединений

профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства

Российской Федерации. Каждая из указанных трех сторон

Комиссии определяет своих представителей самостоятельно, и каждое

объединение выделяет в Комиссию по одному представителю.

Представители Правительства Российской Федерации в Комиссии

утверждаются постановлением Правительства. Все представители

сторон являются членами этой Комиссии. Но количество их от каждой

стороны не должно превышать 30 человек.

1 СЗ РФ. 2002. №48. Ст. 4741.

2 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.

Указанный Федеральный закон предусмотрел цели и принципы

деятельности Комиссии.

В субъектах Российской Федерации могут быть образованы

трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых

отношений на территории данного субъекта (региона). Их деятельность

регулируется законом субъекта Федерации.

На территориальном уровне могут образоваться такие трехсторонние

комиссии. Их деятельность регулируется положениями

об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами

местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном

уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На уровне организации комиссия создается для ведения коллективных

переговоров, подготовки и заключения коллективного

договора.

Если во всех указанных комиссиях возникают споры, то они

решаются в порядке, предусмотренном для коллективных споров,

для чего составляется по спорным вопросам протокол разногласий

комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за

него проголосовали все стороны комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: