Командно-административная экономика сформировалась в Советском Союзе. Для нее были характерны следующие черты:
- господство государственной формы собственности;
- монополизм государственный, ведомственный;
- централизованное ценообразование;
- административная связь между предприятиями;
- формальный характер хозяйственного расчета;
- дефицитная экономика;
- стремление предприятий к самообеспечению;
- бюрократизация экономики;
- враждебность к изменениям;
- уравнительное распределение;
- формирование теневой экономики;
- изоляционизм от мировой экономики;
- нерыночное поведение человека, экономическая недобросовестность;
- социальная апатия и инфантилизм;
- вера во всемогущество государства и патернализм.
В середине 80-х годов ХХ века данная система стала показывать свою несостоятельность. Это проявлялось в замедлении темпов роста экономики; упадке ряда отраслей, особенно наукоемких; отставании в экономическом соревновании со странами Запада; снижении темпов роста уровня жизни населения; усилении проблем в обеспечении населения необходимыми товарами и услугами.
|
|
Кризис командно-административной экономики обусловил необходимость ее реформирования, перехода к рыночной форме организации. Период формирования новой системы означает одновременное существование элементов старой системы хозяйствования. Поэтому можно говорить о существовании переходной экономики, экономики, в которой сосуществуют элементы разных механизмов функционирования. Переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике должно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.
|
|
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Для решения экономических задач переходного периода необходимо учитывать его особенности.
Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие «безвозвратный» характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, неповторяемость, а с другой – рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
При переходе от командно-административной системы к рыночной, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:
• Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.
• Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.
• Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.
Конкретный механизм перехода к рынку предполагает:
а) разгосударствление и приватизация собственности;
б) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, независимость и экономическую ответственность субъектов;
|
|
в) демонополизация экономики;
г) либерализация ценообразования;
д) осуществление активной структурной и инвестиционной политики;
е) перестройка финансовой и кредитно-денежной системы;
ж) реформирование системы социальной сферы;
з) создание современной инфраструктуры рынка;
и) либерализация внешнеэкономических отношений;
к) макроэкономическая стабилизация.
Государство может ускорить процесс формирования рыночных отношений, если:
а) создаст правовую основу перехода к рынку;
б) будет регулировать переход к рынку экономическими и административными мерами;
в) будет способствовать экономической грамотности и культуре населения.
е) разработает механизм социальной поддержки населения, соответствующий рыночной экономике.
Существует два механизма осуществления преобразований:
- эволюционный, предполагающий медленный и постепенный процесс преобразований. Он начинается с решения проблемы насыщения рынка товарами за счет развития частного предпринимательства в отраслях, обслуживающих население, т.е. производстве потребительских товаров, сфере услуг, розничной торговле. Сохраняется значительный контроль государства над ценообразованием, финансовой сферой, приватизацией. Проводятся меры по обеспечению правовой базы и организационной работы в сфере создания рыночной инфраструктуры, привлечению иностранного капитала, конвертируемости национальной валюты. Эволюционный вариант характерен для Китая.
- шоковый вариант предполагает быстрые, решительные меры по изменению отношений собственности за счет приватизации государственных предприятий и развитию частного бизнеса, дерегулирования экономики. Одновременно принимаются меры по борьбе с инфляцией, как главной проблемой достижения макроэкономической стабилизации. На первом этапе (1-2 года) проведение данных действий должно обеспечить базу для стабилизации развития экономики. На втором этапе (10 -15 лет) проводятся меры по углублению фундаментальных изменений в экономике, обеспечению ее роста.
|
|
Шоковый вариант применялся в Польше. Например, в Польше на первом этапе для преодоления инфляции, внешнего долга и дефицита госбюджета были предприняты следующие меры:
- устранен контроль над 90% цен в стране;
- цены на энергоресурсы приблизили к мировым ценам;
- в 5 раз увеличили ставку процента по кредитам;
- девальвировали национальную валюту в два раза;
- сделали национальную валюту конвертируемой на польском рынке;
- либерализовали внешнюю торговлю, отменив лицензирование, квотирование, снизив таможенные пошлины в 2 раза;
- отменили большую часть субсидий предприятиям и населению;
- ввели политику регулирования доходов;
- разрешили предприятиям увольнять рабочих.
В результате этих мер в течение короткого периода времени была достигнута стабилизация экономической ситуации, т.е. исчезновение дефицита товаров, рост экспорта товаров, снижение уровня инфляции в 20 раз, рост объема производства на частных предприятиях на 25% при одновременном сокращении производства в промышленности и росте безработицы.