Девочки всегда играли в кукол. Помните своих пучеглазых красавиц с румяными щечками, с непослушными ногами, торчащими из игрушечной коляски, вы помните их, нынешние мамы и бабушки? Их можно было пеленать, ласкать, наказывать, давать смешные имена, кормить манной кашей с ложечки, ставить уколы и делать прически. Они делили с нами и стол и постель. Теперь все не так. Девочкам на дни рождения дарят длинноногих красавиц Барби. Их дарят и в Китае и в Африке, в Полинезии и в Сибири. Одинаковые красавицы, к которым прилагаются наряды, дома с фонтанами, куча женихов-красавцев, пляжные тапочки, очки для загара и т.п. Раньше девочки играли с куклой «в ребенка». Кукла воспроизводила пропорции детского тела, она была близка и понятна малышке. Эта кукла учила девочку самому главному — быть матерью,
учила любить, воспитывать, заботиться о ком-то. Детсадовские «дочки-матери» разыгрывали будущее и вполне возможное семейное, материнское счастье. Кукла-младенец учила свою маленькую хозяйку пеленать, кормить, воспитывать. К ней можно было относиться строго — на ней, на кукле, отрабатывались запреты родителей, которым ребенок приучался подчиняться, научая слушаться сначала свою пластмассовую или целлулоидную «Машу»: «Я слушаюсь, так надо, и ты слушайся». Ребенок ставил себя на место взрослого, учился ответственности. А потом, ведь нужно было одевать «голышку», шить украшения, праздничные платья, вязать чепчики и носочки. На кукле девочка приобретала очень важные навыки. И посмотрите на куклу Барби. Это вполне развившаяся деваха, с гипертрофированными волосами, ногами и половыми признаками. Самое важное для родителей здесь — понять, что Барби нельзя нянчить, ее можно только украшать. Причем украшать только совершенно определенным
|
|
51 Соловьева Е. Мне нравится в нее играть... (www.i-deti.ru).
неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX в. появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская кукла. Зарождение нового жанра было вызвано желанием художников уйти от обезличенной фабричной игрушки и создать нечто неповторимое, такое, каким является каждый ребенок. Некоторые специалисты считают, что она впервые возникла в творчестве Аннетт Химштедт. А другие полагают, что авторская кукла существовала всегда, в творчестве каждой девочки, своими руками создающей неповторимую игрушку. Ныне этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Такие куклы неповторимы, это шедевры в единственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind^1. Даже копии, выполненные самим автором, отличаются одна от другой. Их создают мастера высочайшего класса, количество которых не превышает двух сотен. Именно они составляют различные художественные сообщества, например NIADA — Национальный институт американских художников-куклоделов, который насчитывает сегодня 55 членов, а процедура приема длится не менее года. Ежегодные конференции NIADA собирают до 3 тыс. человек.
|
|
Кукольные мастера делятся на несколько типов. Одни принадлежат к элите, создают уникальные шедевры в единственном экземпляре, возглавляют международные ассоциации, составляют мировую элиту. Другие никуда не выходят и больше работают, публикуют свои работы в каталогах и делают кукол не в единственном числе, а ограниченными тиражами (limited edition). Максимум — 50 экз. Чаще — от 10 до 20. Тираж куклы, определенный автором, заявляется в ежегодном каталоге, а после тиражирования фор-
образом, так как она выражает уже какой-то штамп красоты — пышные волосы, стройные ноги, развитая грудь. Эти акценты стоят вопросом
перед детскими глазами. И если ребенок не чувствует себя похожим на Барби — то это трагедия для ребенка. И если ребенок чувствует себя похожей на Барби — это трагедия для родителей. Барби — она явно не ребенок. Она требует жертв. Эта кукла ставит девочку-хозяйку не в
роль матери только что родившегося младенца, а в роль матери взрослой дочери, которая требует модных нарядов и понимания своего нового «модного» поведения. Девочка все время хочет поменяться с Барби местами — и капризно требует этого от родителей. Наряжая Барби, она почти формирует свое жизненное кредо — быть строптивой куклой в чьих-то руках, от которых требуется внимание, забота и ответственность. Барби приучает свою маленькую хозяйку снимать ответственность с себя. Половая перезрелость куклы Барби рождает безответственность и взрослые амбиции у ребенка, начинающего выказывать свою половую принадлежность гораздо раньше, чем того требует природа. Здесь лучшую роль среди дополнений к Барби — шкафчиков, ванночек, стульчиков, платьиц и зеркал — играет ее Жених, безымянный красавец-приложение. Сокращено по источнику: Какие бывают куклы и как в них играть (http://www.nanya.ru).
52 Цены на one-of-a-kind «гуляют» в пределах от 1 до 55 тыс. долл.
ма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Это означает, что таких кукол никогда не будет больше 20 или 30, но выполняться они будут по мере поступления заказов, так что в действительности их может оказаться всего 5 или 6. Около 90% коллекционеров собирают именно limited edition, оценив по достоинству художественные качества и относительную доступность цен, которые в этом случае варьируются от 1,5 тыс. до 20 тыс. долларов. Кроме того, коллекционные куклы производятся серийно крупными фирмами-производителями, которые покупают дизайны у талантливых авторов и тиражируют их из фарфора, винила и биггидура. Большие тиражи — от 500 до 5 тыс. экз., скромные цены, начинающиеся со 100 и в редчайших случаях доходящие до 2—2,5 тыс. долл. Ими меняются, их фотографии публикуют в каталогах и журналах. У каждой коллекционной куклы на затылке или на спине обязательно есть маркировка, где указано имя мастера или название фирмы, лимитация (общий тираж) и порядковый номер экземпляра.
К числу выдающихся кукольных дел мастерам (куклоделам) сегодня относятся Хильдегард Гюнцель, Мерилин Стивере, Бриджитт Деваль, Рената Хорнунг, Анни Митрани, Роберт Тоннер, Филипп Хет, Татьяна Баева, Кристи Кумминс, Пауль Крис, Петер Коэ, Лиза Лихтенфельс, Уте Козе Лепп, Карен Шмидт, Анна Гилленберг, Аннетт Химштедт, Вера Шольц, Юта Кис-линг, Эштон Дрейк, Люси Дейл, Донна Руберт, Диана Еффнер и др.
|
|
Куклы все больше приобретают черты уникальной личности и превращаются в предмет страстного коллекционирования. Считается, что коллекционирование кукол — удел не только состоятельных, но и утонченных натур. Среди них особы королевской крови, знаменитые артисты, политические деятели, которые гордятся своими коллекциями и всячески их рекламируют. Известен случай, когда коллекционер на аукционе заплатил за куклу 270 тыс. долл. Но, несмотря на высокую стоимость, собирателей кукол в мире больше, чем нумизматов и даже филателистов. Брюс Виллис подарил своей жене куклу ценой в 55 тыс. долл. Принцесса Диана продала бесценную коллекцию кукол в пользу неимущих детей и многие из них теперь обеспечены на всю жизнь. Кукол Анны Гилленберг одевают Юдашкин, Зайцев и Бартенев.
Сегодня открываются музеи и галереи, проводятся конференции и семинары, возникают новые имена, новые материалы, общества и собрания, посвященные куклам и всем кукольным проблемам. Куклам посвящены десятки солидных журналов Америки и Европы. Ведущие кукольные журналы мира — «Contemporary Doll Collector», «Dollreader», «Dolls». Кукольные выставки-продажи проходят по всему миру и привлекают миллионы людей. Кукольная промышленность растет и набирает обороты.
А на другом конце света все большей популярностью у молодых незамужних японских женщин сегодня пользуется кукла «Примопуэл», способная имитировать поведение маленького ребенка. Только за год в Стране восходящего солнца продается около 500 тыс. этих игрушек. Плюшевая интерактивная кукла внешне напоминает Чебурашку и снабжена внутренними часами и термометром; она знает более 250 выражений. В зависимости от обстоятельств кукла произносит «Доброе утро», «С Рождеством», «Как холодно» и пр. Раз в год, 1 апреля, она шутит. Кроме того, игрушка реагиру-
ет на объятия. К большому удивлению производителей, новая кукла пользуется спросом не только у неустроенных в личном плане молодых женщин, но и у пожилых японок.
|
|