Современные теории прибыли

Все теории прибыли можно разделить на 2 группы:

1. субъективные;

2. объективные.

Субъективные теории прибыли — объясняют ее наличием тем фактором, что эта прибыль является своего рода платой предпринимателю за риск.

Объективные теории прибыли. Здесь выделяют следующие направления:

1. классическое, где прибыль является воплощением прибавочной стоимости, которая создается в процессе эксплуатации наемных работников оно дает структурное объяснение прибыли (связанное с различными типами рыночных структур). Эта теория объясняет наличие и существование прибыли тем фактом, что существуют различные рыночные структуры на рынке несовершенной конкуренции.

2. конъюнктурное объяснение прибыли, то есть прибыль связывают с объективной ситуацией на рынке.

Функции прибыли:

1. Распределительная - создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержа­ние оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банк­ротства;

2. Стимулирующая - снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований.

3. Оценочная - прибыль служит для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия, при этом используется показатель уровня рентабельности конкретного вида продукции, который находится как отношение прибыли к затратам на производство этой продукции (исчисляется в процентах);

Прибыль с точки зрения наемных работников, составляющих до 90 % населения современных промышленно развитых стран, и государства, т. е. с точки зрения подавляющего большинства общества, есть разница между явными доходами предприятия и столь же явными издержками:

Прибыль = Совокупный доход - Явные издержки

Предприниматели и теоретики, отражающие их точку зрения, считают иначе. Они используют термин ''прибыль'' для обозначения разности между совокупным доходом и ее издержками, включая как явные, так и неявные издержки. Но понимая, что такая подмена понятий не может быть воспринята обществом, они вводят специальный термин ''чистая экономическая прибыль'' для обозначения введенной таким образом новой трактовки прибыли.

В результате в рыночных теориях фигурируют три вида прибыли.

Общественно признаваемая прибыль, поскольку она образуется путем вычитания из дохода бухгалтерских издержек и фиксируется в бухгалтерских документах, называется бухгалтерской.

Кроме того, вводится понятие нормальной прибыли, которое используется для обозначения альтернативных издержек предпринимательского капитала. Нормальная прибыль - это прибыль, необходимая и достаточная для нормального развития предприятия в данном обществе. В упрощенном виде нормальная прибыль рассчитывается следующим образом. Допустим, некий предприниматель использовал принадлежащие ему 200 000 долларов в качестве капитала для начала собственного дела. Если бы он положил эти деньги на срочный вклад в банк, то получал бы, скажем, 10% дохода, что составляет 20 000 долларов в год. Эти 20 000 и составляют сумму нормальной прибыли, которая включается в неявные издержки предпринимателя.

Таким образом, в случаях, когда бухгалтерская прибыль равна нормальной прибыли, с точки зрения предпринимателя его прибыль равна нулю.

Третьим видом прибыли является чистая экономическая прибыль, которая представляет собой надбавку к нормальной прибыли и рассчитывается как разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками.

В результате то, что называют чистой экономической прибылью, является, в сущности, искаженной прибылью. Занизить величину реальной прибыли предпринимателю несложно на значительную величину вплоть до нуля, манипулируя произвольными величинами начисляемой самому себе заработной платы и других альтернативных издержек. В особенности спекулятивный характер носят рассуждения о неполученной аренде и доходе с капитала. Очевидно, что, сдав свое помещение в аренду и положив наличные деньги в банк, собственник этих благ получал бы соответствующий доход в форме арендной платы и процента. Решив вместо этого осуществлять производственную деятельность, он получает тот же доход, только в форме прибыли. Но благодаря расчету чистой экономической прибыли получается, что предприниматель не имеет никаких доходов.

Некоторые теоретики идут еще дальше, утверждая, что ''чистая экономическая прибыль представляет собой разновидность экономической ренты'', подменяя тем самым понятие чистой экономической прибыли понятием ренты. Таким образом, делается прямая попытка изгнать из экономической теории термин ''прибыль''.

Дело окончательно запутывается тем, что помимо чистой экономической прибыли, или просто чистой прибыли (pure profit), в лексиконе предпринимателей применяется еще одно понятие чистой прибыли (net profits), которое означает часть общей прибыли, остающейся после уплаты налогов и начисления амортизации.

Такая ''теория'' предпринимателям нужна для того, чтобы не слишком бросались в глаза их наемным работникам и всему обществу их реальные сверхприбыли. Слово ''сверхприбыль'', можно сказать, вообще отсутствует в маржиналистском лексиконе, а если иногда и употребляется, то как синоним понятия ''прибыль''. Этот термин (super-normal profits - сверхнормальная прибыль) используется для описания фирм, работающих в отраслях промышленности, в которых извлекаемая прибыль превосходит все альтернативные издержки.

Между тем категория ''сверхнормальная прибыль'', или просто ''сверхприбыль'', имеет особое значение для понимания сущности современной монополизированной экономики.

Сверхприбыль, или монопольная прибыль, есть излишек сверх нормальной прибыли, обычной для современного по преимуществу монополизированного макрорынка. Лишь на конкурентном рынке сверхприбыль носит случайный, временный характер. Там она образуется у покупателя или продавца благодаря случайному соотношению спроса и предложения или кратковременно возникшей монополии на определенный вид продукции, на лучшую в данной отрасли технику, технологию, организацию, квалификацию работников. На монопольном рынке сверхприбыль является обязательным устойчивым отношением.

Устойчивый характер монопольной прибыли исторически возник в результате концентрации производства в конце XIX - начале XX вв. Поя-вившиеся в это время гигантские торговопромышленные монополии затруднили перелив капитала и обеспечили себе за счет прибавочной стоимости, созданной в немонополистическом секторе, невиданные прежде сверхприбыли, которые уже не подлежали процессу выравнивания по законам конкурентного рынка. В этих условиях обычная средняя прибыль монополистических предприятий закрепляется и принимает характер постоянной ''ренты'', а добавочная прибыль, реализуемая в монопольной цене, становится сверхприбылью. Как отмечал К. Маркс, образование этой ''собственно монопольной прибыли'' нарушает основной закон конкуренции и требует государственного вмешательства.

В условиях государственно-монополистического капитализма, господствующего в настоящее время во всех развитых странах, монопольная прибыль приобретает всеобщий характер в результате того, что монополии подчиняют себе народное хозяйство и на большинстве рынков становятся основными продавцами и основными покупателями. Таким образом возникает новый вид конкуренции - монополистическая конкуренция. Она эффективно выравнивает уровень прибыли монополий, но немонополизированные отрасли не участвуют в выравнивании прибылей, постоянно получая прибыли ниже нормального уровня.

При создании вертикальных производственных комплексов, в которых предприятия соединены подетальной или пооперационной специализацией и осуществляют так называемые ''последовательные капиталовложения'', возникает сверхприбыль, превышающая уровень средней монопольной прибыли. Чтобы включиться в такую производственную вертикаль через субконтракты, немонополистическим предприятиям приходится жертвовать частью средней прибыли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 2004. – 448 с.

3. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: "ВЛАДОС", 2002, – 384 с.

4. Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 2003. – 624 с.

5. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 2001.

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: издательство "Феникс", 2006. – 608 с.

7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. – М.: Экономика, 2004. – 367 с.

8. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд.,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: