Вы уже определили свой основной канал восприятия. Это дает вам возможность усилить его деятельность.
Выполним первое упражнение. Находясь в том месте, в той ситуации и в том положении, когда вы читаете эти строки, отвлекитесь на некоторое время и начните очень внимательно изучать окружающую обстановку, используя свой основной сенсорный канал. Если вы принадлежите к визуальному типу, то всматривайтесь в каждую деталь, скользя от предмета к предмету, наподобие замедленного и плавного движения кинокамеры, как в фильмах Тарковского. Вообразите себе: «Мой глаз - камера». Тщательно фиксируйте все, что окажется в поле вашего зрения. Улавливайте новые соотношения, неожиданные ракурсы. Микроскопируйте объекты, пытайтесь уловить их «вибрации», каждую мелочь. Подумай
те о том, что вы режиссер, снимающий фильм о жизни пространства. Через некоторое время подобного тренинга вы научитесь подсматривать такие стороны мира, которые тщательно спрятаны от обычного взгляда. Вам откроется магическая реальность, вы окажетесь способными улавливать таинственные грани и фиксировать тончайшие превращения. Вы наработаете видение.
|
|
Чтобы не рассеиваться в подобных описаниях, сформируем обобщенный алгоритм - некий рычаг, манипулируя с которым, вы быстро усвоите предлагаемый метод работы с Реальностью. Следующая схема послужит сам рабочим инструментом.
Каналы | Принцип восприятия | Формула осознавания |
Визуальный | В-сматривания | «Я - режиссер. Мой глаз - камера». |
Аудиальный | В-слушивание | «Я - композитор. Я слышу музыку мира». |
Кинестетический | В-чувствование | «Я - сенсорная система. Мое тело - тончайший сенсорный приемник.» |
Осмический | В-нюхивание | «Я - парфюмер. Нет плохих или хороших запахов. Я познаю мир по самому сокровенному - по запаху.» |
Вкусовой | В-едание (звучит странно, но в практическом смысле удобно) | «Я - дегустатор. Все в мире имеет вкус, и ни один нюанс вкуса не скроется от меня». |
Общая форма психической деятельности - активное восприятие.
Принцип восприятия - действие с приставкой в (т. е. проникновение в...).
Из таблицы видно, что на каком бы вы канале ни работали, вы - исследователь и творец. Этот процесс мы определим как включение. Ведь каждый из нас, практикуя подобное, включается во взаимодействие с тончайшими материями мира.
Включение всегда происходит через ваш основной канал.
Следующий шаг - переключение.
Он означает, что после того, как вы максимизировали свою главную систему восприятия, вы направляете поток внимания на следующий канал, который вам покажется наиболее характерным для вашего восприятия после основного.
|
|
К примеру, если вы визуалист и вам кажется, что после зрения вы предпочитаете использовать слуховые впечатления, начинайте «озвучивать» свой фильм. Затем перейдите к кинестетическому каналу.
Постолько поскольку основная часть людей работает предпочтительно на трех системах восприятия - визуальной, аудиальной, кинестетической, то основное внимание мы уделим этим трем каналам.
Даже если нас назойливо преследует запах осеннего леса, скорее всего, вы - кинестетик. Так как обоняние (и вкус) по сути своей является ощущением телесным. Поэтому мы можем обобщить кинестетическую (телесно-мышечную) ориентацию, обонятельную ориентацию и вкусовую в один - сенсорный или сенсорно-кинестетический тип.
Таким образом, в практике переключения мы имеем следующие варианты (в зависимости от последовательности предпочитаемых дополнительных каналов).
При основной визуальной ориентации:
В -А -СК
В -СК -А,
где В - визуальный, А - аудиальный, СК - сенсорный.
При основной аудиальной ориентации:
А -В -СК
А -СК -В
При основной сенсорной (сенсорно-кинестетической) ориентации:
СК -В -А
СК -А -В
Внимательно изучите эти варианты и определите наиболее подходящий для вас. Тем самым вы определите свой сенсорный динамический тип. Сенсорный динамический тип определяется тем каналом, на который вы легче всего переключаетесь с основного. То есть он представляет собой бинер, дуальное единство двух систем восприятия. Сообразуясь с понятием сенсородинамики, мы без особого труда придем к следующей типологии:
Сенсородинамические типы:
Визуально-аудиальный
Визуально-кинестетический (сенсорно-кинестетический)
Аудиально-визуальный
Аудиально-кинестетический
Кинесто-визуальный
Кинесто-аудиальный
После того как вы проработаете каждый канал и научитесь все три утилизировать с одинаковой интенсивностью, начинайте практиковать «вспышки».
Закройте на несколько секунд глаза, затем резко откройте их и посмотрите, к примеру, на металлическую дверную ручку. При этом с вами должно произойти следующее - вы:
- Увидите ее яркий насыщенный блеск
- Услышите ее металлический отзвук
- Ощутите металлический холодок, которым потянуло на вас
- Уловите характерный металлический запах
- Ощутите характерный металлический привкус
Причем все эти ощущения переживаются одновременно - только тогда это будет вспышка. Не последовательно, даже если ваша последовательность молниеносна, а - сразу и одновременно!
Вспышками можно пользоваться спонтанно - в настоящий момент, в ситуации здесь и теперь, используя непосредственные объекты восприятия (скажем, дверная ручка, на которую случайно попал мой взгляд, когда я сидел за столом и писал эти строки), а также - ментально - задействуя память и воображение.
Вспомните лес. Если вы научитесь вспышкам, то вы одновременно Увидите, Услышите, Ощутите и- Переживете.
Вспомните море: шумящие темные волны, соленые брызги и запах водорослей.
Представьте огонь: багровый - гудящий - горячий
багровый - горячий - гудящий
гудящий - багровый - горячий
гудящий - горячий - багровый
горячий - багровый - гудящий
горячий - гудящий - багровый
Цель вспышки - интенсивное переживание, то есть трансформация энергии восприятия в эмоциональную энергию.
А сейчас мы оглянемся назад и посмотрим, какой путь мы прошли:
1 -и шаг - определение сенсорного канала
2-й шаг - включение
3-й шаг - переключение
4-й шаг-определение сенсородинамического типа
5-й шаг - вспышки (сенсорная интеграция)
6-й шаг-переживание (сенсорно-эмоциональный синтез)