десятки таблиц и множество математических уравнений, ученый выявил следующие закономерности и факты:
• высококвалифицированный рабочий в течение своей трудовой карьеры полностью возмещает затраченные государством средства на его образование;
• каждый год дополнительного обучения повышает доход рабочего и семейный бюджет больше, чем обычный производственный стаж;
• прибавочный продукт возрастает вместе с ростом производительности труда и квалификации рабочего;
• квалифицированный рабочий дает в бюджет страны в два раза больше, чем неквалифицированный;
• выгоды от повышения продуктивности труда превышают соответствующие затраты государства на школьное обучение в 27,6 раз.
При этом капитальные затраты государства окупаются уже в первые 1,5 года, а в течение следующих 35,5 лет оно получает ежегодно чистый доход на этот «капитал» без каких либо затрат.
Влияние школьного обучения и «образовательного ценза» работников физического труда велико, но оно еще выше в сфере умственного труда, т.е. у служащих (четырехлетняя начальная школа дает служащему прибавку квалификации на 90% больше, чем рабочему, а семилетняя - в 2,5 раза больше).
|
|
В 1924 г. в Советской стране был запланирован переход ко всеобщему начальному образованию. Перед учеными была поставлена задача просчитать экономическую эффективность школьной реформы. Группа специалистов под руководством С.Г. Струмилина выяснила, что затраты на осуществление реформы составят более 1 600 млн. руб., однако отдача инвестиций в образование превысит затраты в 43 раза и будет равна 69 млрд. руб. Конечный выигрыш народного хозяйства выразится в повышении производительности труда, которое дадут стране более квалифицированные рабочие и служащие. При этом капитальные затраты уже к концу первого десятилетия будут окуплены с избытком соответствующим повышением национального дохода, а рентабельность затрат на последующие три десятилетия превысит 125% в год. При этом финансовая тягость реформы может ощущаться страной лишь в первые 5-6 лет ее осуществления.
По расчетам С.Г. Струмилина выходило, что затраты государства на высшую школу, в отличие от начальной и средней, не окупаются. (Хотя при дореволюционных расценках оплаты труда затраты на высшее образование вполне окупались). Ученый признавал, что в будущем стране понадобятся