Вопросы теории вопросы i

десятки таблиц и множество математических уравнений, ученый выявил следующие закономерности и факты:

• высококвалифицированный рабочий в течение своей трудовой ка­рьеры полностью возмещает затраченные государством средства на его образование;

• каждый год дополнительного обучения повышает доход рабочего и семейный бюджет больше, чем обычный производственный стаж;

• прибавочный продукт возрастает вместе с ростом производитель­ности труда и квалификации рабочего;

• квалифицированный рабочий дает в бюджет страны в два раза боль­ше, чем неквалифицированный;

• выгоды от повышения продуктивности труда превышают соответс­твующие затраты государства на школьное обучение в 27,6 раз.

При этом капитальные затраты государства окупаются уже в первые 1,5 года, а в течение следующих 35,5 лет оно получает ежегодно чистый до­ход на этот «капитал» без каких либо затрат.

Влияние школьного обучения и «образовательного ценза» работников физического труда велико, но оно еще выше в сфере умственного труда, т.е. у служащих (четырехлетняя начальная школа дает служащему прибав­ку квалификации на 90% больше, чем рабочему, а семилетняя - в 2,5 раза больше).

В 1924 г. в Советской стране был запланирован переход ко всеобщему начальному образованию. Перед учеными была поставлена задача про­считать экономическую эффективность школьной реформы. Группа спе­циалистов под руководством С.Г. Струмилина выяснила, что затраты на осуществление реформы составят более 1 600 млн. руб., однако отдача ин­вестиций в образование превысит затраты в 43 раза и будет равна 69 млрд. руб. Конечный выигрыш народного хозяйства выразится в повышении производительности труда, которое дадут стране более квалифицирован­ные рабочие и служащие. При этом капитальные затраты уже к концу пер­вого десятилетия будут окуплены с избытком соответствующим повыше­нием национального дохода, а рентабельность затрат на последующие три десятилетия превысит 125% в год. При этом финансовая тягость реформы может ощущаться страной лишь в первые 5-6 лет ее осуществления.

По расчетам С.Г. Струмилина выходило, что затраты государства на высшую школу, в отличие от начальной и средней, не окупаются. (Хотя при дореволюционных расценках оплаты труда затраты на высшее образование вполне окупались). Ученый признавал, что в будущем стране понадобятся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: