Рыночные отношения в АПК
1. С/х рынки: понятие, виды, функции
2. Закон спроса: сущность, особенности проявления на с/х сырье и продукты питания. Детерминанты спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу.
3. Закон предложения: сущность, специфика проявления в с/х. детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене.
4. Дефицит на потребительском рынке
I. С/х рынки: понятие, виды, функции
История производственной деятельности людей доказала наибольшую эффективность рыночной организации экономики.
Самуэльсон: рынок – это структура, посредством которой взаимодействуют покупатели и продавцы товара, чтобы определить его цену и количество.
В широком смысле, в рыночные отношения включаются в том числе и отношения по производству товаров, и это правомерно, т.к. предприятия-смежники продают друг другу промежуточный продукт (с/х производитель: договор поставки и т.д.)
В узком смысле слова рынок – это купля продажа конечного продукта.
Основы функционирования рыночного механизма заложил Адам Смит, который рассматривал природу человека как противоречивую, сочетающую как положительные так и негативные качества. Человек действует из эгоистических побуждений (продавец хочет получить выгоду). Рынок «невидимой рукой» уравновешивает интересы и, в конечном счете, обеспечивает удовлетворение общественного интереса. В конкурентной экономике производитель удовлетворит свой эгоистический интерес только тогда, когда предложит покупателю полезный для него товар или услугу.
|
|
Таким образом, роли рынка заключаются в следующем:
1) удовлетворение спроса потребителей
2) возмещение в денежной форме стоимости продукции, включая прибыль производителю и продавцу
Мировой опыт развития рыночной экономики также показал, что рынок сам по себе не направлен на выполнение социальных функций и только регулирующая деятельность государства может защитить массового потребителя от корыстных интересов производителей и торговцев, поэтому в развитых странах функционирует смешанная экономика или регулируемая рыночная экономика или социальная рыночная экономика, при этом у нас могут возникать схожие проблемы, например, снижение мотивации к труду.
Структура аграрного рынка
Развитие рыночных отношений в АПК определяется структурой рынка, которая зависит от многих факторов:
1) формы собственности и хозяйствования
2) число товаропроизводителей и покупателей
3) характер производимой продукции
4) степень контроля над ценами
5) сложность входа в отрасль и выхода из нее
6) государственная политика и прочее