Степень контроля производителей над ценами.
Перечисленные выше признаки определяют способность отдельных фирм воздействовать на рынок товара и, прежде всего - контролировать его цену. Чем слабее этот контроль, тем сильнее конкуренция и тем в более благоприятных условиях находится потребитель. Когда фирма единственная в отрасли и полностью контролирует цену своего продукта, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда в отрасли имеется множество поставщиков аналогичных товаров и контроль цены со стороны отдельных фирм слабый, потребитель может выбрать тот товар, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы рыночных структур, характеризующихся разной степенью конкуренции:
1. Совершенная конкуренция
2. Монополистическая конкуренция
|
|
3. Олигополия
4. Чистая монополия
2. Совершенная (чистая) конкуренция
В современных условиях совершенная конкуренция практически не встречается в реальной жизни.
Совершенная конкуренция является, скорее, научной абстракцией, чем реальным фактом современного рынка. Но, несмотря на свою абстрактность, концепция совершенной конкуренции играет весьма важную роль в экономической теории, так как она позволяет построить идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать существующие рыночные структуры, позволяет понять логику действий фирм, широко распространенных в экономике: монополистических конкурентов, олигополий и монополий.
С определенной долей условности к совершенной конкуренции могут быть отнесены рынки некоторых сельскохозяйственных культур, иностранных валют и ценных бумаг.
Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками:
1. Многочисленность и малые размеры всех субъектов рынка.
Для совершенной конкуренции характерна атомистическая структура рынка, которая означает, что на рынке действует очень большое число мелких продавцов и покупателей; при этом ни один из них не может оказать влияние на изменение рыночной ситуации.
Однородность продукции.
На совершенно конкурентном рынке производится однородный, стандартизированный с точки зрения покупателя товар. Это означает, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты различных фирм совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Из этого следует, что неценовая конкуренция на рынке совершенной конкуренции отсутствует.
Так как товары одинаковы, то покупателям совершенно безразлично, у какой фирмы их покупатель, и они, естественно, останавливают свой выбор на самых дешевых. Условие однородности продукции, таким образом, означает, что разница в ценах является единственной причиной, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.