Совершенная конкуренция и эффективность

Поскольку главной целью экономики, как известно, является поиск путей оптимального распределения ресурсов, постараемся выяснить, насколько рынок совершенной конкуренции обеспечивает достижение оптимальности, позволяет ли он распределять ресурсы таким образом, чтобы получить максимально возможные общественные выгоды.

Считается, что рынок обеспечивает достижение эффективности в том случае, если путем перераспределения ресурсов, т.е. путем изменения объемов производства можно добиться улучшения чьего-либо благополучия, не ухудшив при этом благополучие каких-либо других лиц. Попытаемся конкретизировать данное положение, используя приобретенные нами знания, а также посмотрим, насколько рассмотренный нами рынок совершенной конкуренции обеспечивает достижение данной цели.

Предположим, что по какой-то причине на рынке, который характеризуется спросом D и предложением S, производится и продается какой-то товар в количестве Q1 по цене P1 (см.: рис. 3.11.). Можно ли считать, что в этом положении совокупное благосостояние будет максимальным?

Мы выяснили, что кривая спроса D характеризует готовность потребителей платить за товар. Она показывает дополнительные выгоды, получаемые потребителями от покупки дополнительной единицы товара при определенном уровне его потребления. Кривая предложения S показывает предельные издержки производства этого товара. Таким образом, потребители готовы платить за товар, произведенный в количестве Q1, цену P3, что соответствует их предельным выгодам. Предельные же издержки производства данного товара в таком количестве значительно ниже, и равны цене P1. Очевидно, что в таком положении производителям выгодно производить товары в количестве, превышающем Q1, поскольку каждая дополнительная единица товара может быть продана по цене, превышающей предельные издержки, что означает существование экономической прибыли. Будет ли увеличено производство товара? Наверняка будет, если, не существует сил, препятствующих увеличению объема производства. Как правило, такие силы существуют, и позже мы поговорим об этом подробнее. Однако сейчас речь идет о рынке совершенной конкуренции, на котором, как мы условились, нет препятствий как для увеличения объемов производства действующими фирмами, так и для появления в отрасли новых фирм. Поэтому можно ожидать, что через какое-то время объем производства в данной отрасли увеличится. Это приведет к тому, что и потребители и производители смогут получить дополнительные выгоды, и, следовательно, повысится эффективность. Естественно возникает вопрос: как долго производителям будет выгодно увеличивать объем производства. Ответ на этот вопрос легко получить, проанализировав, как изменяются предельные выгоды потребителей и предельные издержки производителей по мере увеличения объема производства.

Предельные выгоды, а значит и цена, которую готов платить потребитель, снижаются. Это происходит в соответствии с законом снижения предельной полезности. Предельные же издержки, напротив, повышаются. В точке, соответствующей объему производства Q* кривая спроса (кривая, показывающая изменение предельных выгод производителя, и соответственно, его готовность платить) и кривая предложения (кривая, показывающая изменение предельных издержек) пересекаются, что соответствует равенству предельных выгод потребителей и предельных издержек производителей. Если на данном рынке по каким-то причинам объем производства Q* будет все же превышен и составит, например, Q2, то такое положение вещей не будет долговечным, поскольку цена, которую потребители готовы платить будет ниже предельных издержек производства, что означает существование экономических убытков. Рано или поздно объем производства снизится до уровня Q*, при котором не будет стимулов для изменения объемов производства.

Фактически объем производства, соответствующий Q* максимизирует суммарный выигрыш потребителей и производителей. При производстве на уровне Q1, который не обеспечивает достижение эффективности, сумма выигрыша потребителей и производителей (на нашем рисунке суммарный выигрыш при объеме производства Q1 соответствует площади трапеции abfg) меньше максимально возможного (соответствует площади треугольника aeg) на величину, соответствующую площади треугольника bef.

Таким образом, продавцы товара на рынке совершенной конкуренции всегда имеют стимулы для изменения объема производства, стремясь к достижению равенства P = MC. Покупатели товара на таком рынке будут увеличивать потребление до тех пор, пока их предельные выгоды превышают цену, т.е. они также стремятся к равенству P = MB. В итоге для всех рынков с совершенной конкуренцией устанавливается равенство:

P = MB = MC.

Таким образом, совершенно конкурентный рынок содержит в себе механизмы перераспределения ресурсов, способствующие такому распределению ресурсов, которое в наибольшей степени соответствует характеру наличных общественных потребностей. Другими словами, результатом функционирования рынка совершенной конкуренции является действительно соответствующий эффективности ответ на вопрос: «Что производить?». С другой стороны силы конкуренции и стремление к максимизации экономического результата заставляют фирмы выбирать именно ту технологию, которая позволяет производить продукт с наименьшими издержками, что является эффективным ответом на вопрос: «Как производить?».

Все это характеризует конкурентный рынок как экономическую организацию, обеспечивающую достижение высшей эффективности. При такой организации потребители платят за товар цену, которая обеспечивает лишь компенсацию всех производственных расходов, то есть платят минимально возможную цену. Фирмы же производят товары наиболее экономичным способом, затрачивая на производство минимум доступных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: