1. Дайте определение дефектологии как науки. Определите её место среди других наук.
2. Раскройте основные задачи дефектологии.
3. Охарактеризуйте основные понятия дефектологии: коррекция, компенсация, социальная реабилитация и адаптация.
4. Раскройте суть теории о первичном дефекте и вторичных отклонениях.
5. Охарактеризуйте основные принципы и методы дефектологической науки.
6. Раскройте содержание основных направлений коррекционного обучения.
7. Раскройте понятия «аномальный ребенок» и «особенности аномального развития».
8. Дайте общую характеристику детей с особыми образовательными потребностями.
9. Дайте характеристику особых образовательных потребностей для разных категорий детей с нарушением психофизического развития.
10. Раскройте основные причины нарушений развития
11. Охарактеризуйте основные категории детей с особыми образовательными потребностями.
12. Перечислите основные мероприятия, предпринимаемые государством в области аномального детства.
|
|
13. Раскройте значение слуха в развитии ребенка.
14. Расскажите о классификации и причинах слуховых нарушений.
15. Дайте характеристику категориям детей с нарушениями слуха.
16. Раскройте роль зрительного анализатора в психофизическом развитии ребенка.
17. Перечислите причины, степень и виды нарушения зрения.
18. Раскройте пути социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
19. Расскажите о профилактике нарушения зрения у детей.
20. Раскройте причины возникновения ДЦП у детей.
21. Охарактеризуйте психофизиологические особенности детей с ДЦП.
22. Дайте характеристику видов двигательных нарушений при ДЦП.
23. Охарактеризуйте особенности эмоционально-личностного развития детей с ДЦП.
24. Охарактеризуйте особенности познавательной деятельности у детей с ДЦП.
25. Раскройте роль ранней стимуляции психического и речевого развития при ДЦП.
26. Определите основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций у детей с ДЦП.
27. Расскажите о симптоматике проявлений РДА у детей.
28. Охарактеризуйте особенности общения и речи у детей с РДА.
29. Охарактеризуйте особенности познавательной и игровой деятельности при РДА.
30. Охарактеризуйте особенности эмоционального развития ребенка с РДА.
31. Охарактеризуйте особенности восприятия ребенка с РДА.
32. Раскройте основные направления коррекционной работы при РДА.
33. Дайте характеристику понятиям «умственная отсталость» и «степени умственной отсталости».
34. Раскройте причины и диагностические критерии умственной отсталости.
35. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей дошкольного возраста.
|
|
36. Раскройте основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
37. Расскажите о клинической систематике ЗПР.
38. Охарактеризуйте основные психологические особенности детей с ЗПР.
39. Выделите и приведите примеры основных отличий детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников.
40. Охарактеризуйте основные направления коррекционно-педагогической работы при ЗПР.
41. Раскройте понятие «речевое нарушение».
42. Раскройте суть принципа системного подхода к речевым нарушениям.
43. Дайте характеристику клинико-педагогической классификации нарушений речи.
44. Раскройте содержание психолого-педагогической классификации речевых нарушений.
45. Охарактеризуйте уровни речевого недоразвития.
46. Раскройте основные направления логопедической помощи при речевых нарушениях.
47. Расскажите о категории детей, нуждающихся в индивидуальном обучении.
48. Расскажите о типах специальных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями.
49. Раскройте основные направления работы специальных учреждений (групп) для детей с особыми образовательными потребностями.
50. Охарактеризуйте деятельность ПМПК, ее состав, цели, задачи.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Задачи и проблемы дефектологии на современном этапе развития.
2. Основные дефекты развития ребенка.
3. Дети с нарушением слуха и основные направления коррекционной работы.
4. Дети с нарушением зрения и основные направления коррекционной работы с ними.
5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и основные направления коррекционной работы с ними.
6. Дети с задержкой психического развития и основные направления коррекционной работы с ними.
7. Умственно отсталые дети и основные направления коррекционной работы с ними.
8. Дети с аутизмом и основные направления коррекционной работы с ними.
9. Дети с нарушениями речи и основные направления коррекционной работы с ними.
10. Организация специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
11. Организация специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями за рубежом.
12. Проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Лапшин В.А, Пузанов Б.П. Основы дефектологии - М., 1990
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
4. Каган В.К. Аутизм у детей. – Л., 1981
5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973
6. Морозова Н.Г. Формирование познавательных процессов у аномальных детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях. – М., 1978
7. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция / ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002
8. Коробейников И.А.Нарушения развития и социальная адаптация - М., 2002
9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: методический материал / сост. и общ. ред. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб., 2001