На сегодня в основном на практике действует федеральный БУП, утвержденный в 1998г. Вместе с тем в марте 2004г. Министерством был утвержден перспективный федеральный БУП, однако пока на него, как на основу, перешло очень немного школ и регионов (Приложение №4).
Отсюда практический совет: при начале работы с учебным планом Вашей школы обязательно поинтересуйтесь у администрации, на основании какого варианта федерального базисного плана построен учебный план Вашей школы.
Итак, школьный компонент представляет собой тот ресурс времени, которым Ваша школа может распоряжаться по своему усмотрению в каждом классе. При этом важно понимать, что учебный план является не только педагогическим, но и финансовым документом - ведь оплата труда учителей в большинстве мест у нас производится по принципу "почасовки" (сама по себе это не лучшая система оплаты, она живет в школьной системе еще с советских времен, но по традиции еще действует). Следовательно, в зависимости от того, на какие предметы или занятия будет использован школьный компонент, будет зависеть и оплата учителей, которым отданы эти учебные часы и занятия.
|
|
Каковы примерные объемы школьного компонента?
Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, в том числе от продолжительности учебной недели (5 или 6 дней). Дело в том, что едиными для страны Санитарными правилами и нормами (СанПиН), призванными защищать здоровье наших детей в школе, определены максимальные лимиты учебного времени в неделю (разумеется, раздельно по годам обучения, то есть по классам). А вот объемы федерального и регионального компонента фиксированы. Таким образом, при 6-дневной учебной неделе школа имеет больше времени для школьного компонента (заметим, и больше возможностей для заработка учителей), а при 5-дневке - меньше.
Увеличение школьного компонента нередко служит решающим фактором для администрации и педсоветов при принятии решения в пользу 6-днеевной учебной недели. Но важно понимать, что при этом растет и нагрузка детей, уменьшается время, которое ребенок может проводить в выходные дни с семьей. Поэтому решение о том, по какой учебной неделе учиться, также должно принадлежать школьному Управляющему совету!
Класс | |||||||||||
«Школьный компонент»(6-дневная учебная неделя) – часов в неделю | |||||||||||
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе (часов в неделю) | |||||||||||
«Школьный компонент»(5-дневная учебная неделя) – часов в неделю | |||||||||||
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе (часов в неделю) |
Из приведенной таблицы видно, что объемы школьного компонента в разных классах отличаются друг от друга. Так, при 5-дневке они невелики для всех классов, кроме старших (по 2 часа в неделю, т.е. примерно от 6% до 9% учебного общего времени; 27% в старших классах). А при 6-дневке они становятся заметнее - от 15% до 33%).
|
|
Как использовать школьный компонент?
При обсуждении вариантов решений по использованию школьного компонента полезно иметь в виду следующее.
Школьный компонент может использоваться:
· на поддержку основных ("федеральных") учебных предметов, в рамках класса;
· на обеспечение профильного обучения, углубленного изучения предметов;
· на проведение индивидуальных, групповых, проектно-исследовательских занятии по программному материалу;
· для консультирования учеников учителями;
· на проведение факультативных занятий по «сверхпрограммному» материалу;
· на проведение занятий по выбору учащихся;
· на ведение нетрадиционных курсов.
При этом вряд ли можно и нужно для всей школы приходить к единой схеме. Так, в младших классах школьный компонент может использоваться на одни цели (скажем, на консультации детей и на "поддерживающие" занятия), а в старших - на иные (например, на профильное обучение или на исследовательские проекты).