Для творческой деятельности характерны определенные закономерности, которые можно использовать для создания результативных методов поиска решений творческих задач, позволяющих повысить эффективность творческого труда. Благодаря использованию этих закономерностей, создан ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых технических решений, активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.
Анализ известных методов проектирования и активизации технического творчества позволяет заметить возрастание темпов развития методологии технического творчества по увеличению числа методов: до 1940 г. был разработан всего 1 метод; в период с 1940 по 1950 гг. -4; с 1950 по 1960 гг. - 10; с 1960 по 1970 гг. - 11; с 1970 по 1980 гг.- 18 методов [15]. В настоящее время насчитывается свыше 50 методов активизации творчества.
Следует отметить, что исторически развитие методов технического творчества проходило от случайного (хаотичного) перебора вариантов решений задачи (метод проб и ошибок) до стройной теории алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).
Сегодня сформировалась такая система знаний о техническом творчестве и его методах, которую уверенно можно считать фундаментом науки. Определилась терминология, некоторые основные понятия методологии творчества, ставшие языком развивающейся науки.
Наука - не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей. |
В настоящее время в литературе [3,8,15] встречается ряд классификаций методов технического творчества, предложенных отечественными и зарубежными учеными. Так, Ю.Н.Кузнецов в работе [8] предлагает методы активизации творчества разбить на три основные группы:
1)системные (комбинаторные или гибридные), направленные на последовательный перебор всех возможных вариантов решения и основанные на анализе строения и особенностей объекта;
2)ассоциативные (психологической активизации творчества), предусматривающие активизацию генерирования идей за счет психологического преодоления вектора инерции мышления и представляющие бессистемный поиск решений задачи;
3)программные (алгоритмические), обеспечивающие более или менее целеустремленное движение к решению задачи выявлением технических и физических противоречий в известных объектах и их последующим преодолением.
Методы проектирования и активизации технического творчества |
Методы исследования проектных ситуаций |
Методы поиска идей новых технических решений |
Методы анализа технических решений |
Формулирование задачи |
Поиск литературы |
Выявление визуальных несоответствий |
Интервьюирование потребителей |
Анкетный опрос |
Исследование поведения потребителей |
Системные испытания |
Накопление и сверты-вание данных |
Метод проб и ошибок |
Метод эвристических приемов |
Метод контрольных вопросов |
Мозговая атака |
синектика |
Морфологический анализ |
АРИЗ |
Метод десятичных матриц |
Контрольные перечни |
ФСА |
… |
Рис.5. Классификационная схема методов инженерного творчества.
АНАЛИЗ - расчленение задачи на части;
СИНТЕЗ - соединение частей рассматриваемого объекта по-новому;
ОЦЕНКА - изучение последствий от практического внедрения нового устройства.
Для того, чтобы иметь наиболее полное представление о многообразии методов проектирования и активизации творчества, нами предложена классификация (рис.6), включающая следующие группы методов: методы исследования проектной ситуации, методы поиска идей новых технических решений, методы анализа технических решений.
Новые методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух", позволить другим людям ознакомиться с процессами мышления, которые до сих пор протекали у него в голове, объективизировать процесс проектирования.
В последующих главах рассмотрены некоторые методы проектирования. При этом для каждого метода раскрывается:
ЦЕЛЬ - предложение, описывающее желаемый результат применения данного метода;
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ - краткий перечень действий, которые должен выполнить проектировщик при применении данного метода;
ПРИМЕНЕНИЕ - указываются те типы ситуаций, в которых метод может оказаться полезным, область применения метода. Также приводятся ПРИМЕРЫ и ЗАДАЧИ для закрепления материала.
В памяти обучаемого остается 90 %. того, что он делает, 50 % того, что он видит, 10 %. того, что он слышит. |